Программа допобразования Вокальная студия Арлекин.

Содержание
I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
Аннотация к дополнительной общеразвивающей программе «Арлекин»
1.1. Пояснительная записка
1.1.1. Цели и задачи реализации дополнительной программы
1.1.2. Основные принципы и подходы реализации дополнительной программы
1.1.3 Значимые характеристики для разработки и реализации программы
1.2. Планируемые результаты освоения программы
1.3. Технология педагогической диагностики (мониторинга) индивидуального развития
детей

3
4
5
5
6
7
7

II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации программы 14
2.2. Средства реализации программы
17
2.3 Характеристика взаимодействия с семьями
17
III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1. Описание материально – технического обеспечения программы
3.2. Описание обеспечения методическими материалами и средствами обучения и
воспитания по реализации программы
3.3. Особенности организации развивающей предметно- пространственной среды для
реализации программы
3.4 Учебно- тематическое планирование программы

19
19
19
21

2

Аннотация
Пение – один из самых любимых видов музыкальной деятельности детей. Пение дает
возможность выразить свои чувства. В процессе пения у детей развиваются музыкальные
способности: музыкальный слух, память, чувство ритма, эмоциональная отзывчивость на
музыку. Пение дает возможность выразить свои чувства, способствует развитию речи,
слова выговариваются протяжно, нараспев, что помогает четкому произношению
отдельных звуков и слогов, укрепляет легкие и голосовой аппарат. Пение - лучшая форма
дыхательной гимнастики, важно, чтобы ребенок чувствовал себя комфортно, пел легко и с
удовольствием. В процессе обучения пению развивается детский голос, а также решаются
воспитательные задачи, связанные с формированием личности ребенка.
Программа вокальной студии по развитию певческих способностей детей дошкольного
возраста в условиях дополнительного образования детей в ДОУ ориентирована на
обучение детей пению в возрасте от 5 до 7 лет и рассчитана на 2 года.
Программа составлена с учетом требований, определенных нормативными
документами.
В программе систематизированы средства и методы музыкально - художественной
деятельности, обосновано использование разных видов детской музыкально –
художественной деятельности в процессе обучения детей пению.
Новизна программы вокальной студии «Арлекин» заключается в следующем:
программа имеет интегрированный характер и основана на модульной технологии
обучения, которая позволяет по мере необходимости варьировать образовательный
процесс, конкретизировать и структурировать ее содержание, с учетом возрастных и
индивидуальных особенностей воспитанников. А также предоставляет возможность для
развития творческих способностей воспитанников. В образовательном процессе
программы используются инновационные технологии: групповой деятельности,
личностно- ориентированные на игровые технологии.
Актуальность предлагаемой образовательной программы заключается в
художественно-эстетическом развитии обучающихся, приобщении их к классической,
народной и эстрадной музыке, раскрытии в детях разносторонних способностей.
Программа является превышающим уровень основной образовательной программы.
Педагогическая целесообразность программы обусловлена тем, что занятия вокалом
развивают художественные способности детей, формируют эстетический вкус, улучшают
физическое развитие и эмоциональное состояние детей.

3

I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1 Пояснительная записка
Дополнительное образование детей – неотъемлемая часть общего образования, которая
выходит за рамки государственных образовательных стандартов и реализуется
посредством дополнительных образовательных программ и услуг.
К общей проблеме совершенствования методов воспитания дошкольников относится
и проблема поиска новых путей эстетического развития детей. Приобщение
воспитанников к музыкальному искусству через пение как один из доступнейших видов
музыкальной деятельности является важным средством улучшения их художественного и
эстетического вкуса.
На современном этапе возрос интерес к новым музыкальным синтетическим жанрам,
и одна из задач педагога состоит в том, чтобы помочь ребёнку разобраться во всём
многообразии музыкальной палитры и дать возможность каждому проявить себя в разных
видах музыкальной деятельности.
Вокальное воспитание детей осуществляется главным образом через хоровое пение,
но из-за ограниченности времени реализация задач, связанных с развитием детского
голоса, возможна при введении дополнительного курса.
Дополнительная общеразвивающая программа вокальной студии «Арлекин»
разработана в соответствии с действующим законодательством и нормативно-правовыми
актами Российской Федерации, с основными нормативными документами:
 Декларация прав ребенка.
 Конвенция о правах ребенка.
 Конституция Российской Федерации.
 Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29декабря
2012 года № 273-ФЗ) (ГЛАВА 2. Статья 12. Часть 2, 4,5. Статья 13. ГЛАВА 10.
Статья 75.)

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от
29 августа 2013 г. №1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам».

Концепция
развития
дополнительного
образования
детей
(утверждена распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 № 1726-р).

Письмо Министерства образования Российской Федерации от 18
июня 2003 г. 28-02-484/16. Требования к содержанию и оформлению
образовательных программ дополнительного образования детей, утвержденные на
заседании Научно-методического совета по дополнительному образованию детей
Минобразования России 03.06.03, для использования в практической работе.

Санитарно-эпидемиологические
требования
к
устройству,
содержанию и организации режима работы образовательных организаций
дополнительного образования детей (утверждено постановлением Главного
государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41).

О внеурочной деятельности и реализации дополнительных
общеобразовательных программ (Приложение к письму Департамента
государственной
/1/
политики в сфере воспитания детей и молодежи
Министерства образования и науки РФ от 14.12.2015 № 09-3564).

Примерные требования к программам дополнительного образования
детей (Приложение к письму Департамента молодежной политики, воспитания и
социальной поддержки детей Министерства образования и науки РФ от 11.12. 2006
№06-1844).
4

Актуальность данной программы обусловлена также её практической
значимостью: занимаясь в вокальной (хоровой) группе, дети приобретают опыт
совместной творческой работы, опыт участия в концертной деятельности на разных
уровнях (школа, районный конкурсы, фестивали).
Актуально на сегодняшний день и то, что содержание программы направлено на
создание условий для развития личности ребенка; развитие его творческих способностей,
мотивации к познанию и творчеству; социального, культурного и профессионального
самоопределения; творческой самореализации; интеграции учащихся в системе мировой и
отечественной культур; укрепление их психического и физического здоровья.
Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что
современная модель образования направлена на создание условий, в которых каждый
ребенок смог бы получить условия для развития своих способностей, удовлетворения
своих интересов и потребностей. Задача дополнительного образования сегодня - дать
возможность ребенку реализовать свой творческий потенциал. Важную роль в этом
сыграют занятия музыкальным творчеством, в том числе вокальным.
Вокальное искусство наряду с выполнением воспитательно-эстетических функций,
обладает еще и мощным оздоровительным потенциалом. Певческая деятельность играет
большую роль в здоровьесбережении детей. Она помогает формировать у каждого
ребенка здоровый голосовой аппарат, развивать способность к гибкому и разнообразному
его функционированию. При регулярной и правильной певческой деятельности
улучшается и физическое здоровье детей, а значит, пение можно рассматривать как
физиологический процесс. Великий Авиценна считал, что лучшим упражнением для
сохранения здоровья является пение. Народная мудрость гласит: «Кто много поет, того
хворь не берет!».
1.1.1 Цели и задачи
Цель:
Поддержка одаренных детей в музыкальной деятельности
Задачи:
1. Развивать музыкальные способности и эмоциональную отзывчивость дошкольников.
2. Воспитывать у детей восприимчивость к музыке, любовь и интерес к песням.
3. Совершенствовать певческий голос и вокально-слуховую координацию, качество
звучания голоса (тембра, звукового и динамического диапазона, чистоты интонирования,
четкости дикции, подвижности голоса)
4. Расширять певческий диапазон
5. Формировать навыки выразительности исполнения вокальных произведений,
активному выражению своих чувств и настроений в пении, сопереживанию.
6. Способствовать пробуждению творческой активности детей.
7. Укреплять здоровье детей (охранять детский певческий голос) через
здоровьесберегающие технологии (дыхательную гимнастику, упражнения)
8. Привлекать родителей к совместному участию и поддержке вокального
исполнительства дошкольников.
1.1.2. Принципы и подходы реализации дополнительной программы
Программа соответствует следующим принципам:


Принцип воспитывающего обучения: воспитывать у детей любовь к прекрасному,
обогащать духовный мир ребенка.
5










Принцип доступности: содержание и объем знаний о музыке, вокальных навыков,
приемы обучения и усвоение их детьми соответствуют возрасту и уровню
музыкального развития детей.
Принцип постепенности, последовательности и систематичности: в начале года
даются более легкие задания, чем в конце года; постепенно переходят от
усвоенного к новому.
Принцип наглядности: в процессе обучения пению главную роль играет так
называемая звуковая наглядность. Основной прием – это образец исполнения
песни педагогом.
Принцип сознательности: сознательность тесно связана с умственной, волевой
активностью детей, с их заинтересованностью песенным репертуаром.
Немаловажное значение для умственной активности детей имеет речь взрослого,
наличие разнообразных интонаций в его голосе, выразительная мимика, яркое и
художественное исполнение песни.
Принцип прочности: выученные детьми песни через некоторое время забываются,
если их систематически не повторять. Для того чтобы повторение песен не
наскучило детям, нужно вносить элементы нового. Закрепление песенного
репертуара должно быть сознательным его воспроизведением.
Принцип минимакса: учет индивидуальных особенностей детей и обеспечение
продвижения вперед каждому своим темпом.
1.1.3. Значимые характеристики для разработки и реализации программы

Выбор песенного репертуара ограничен возрастными возможностями детей. В
основном, это – народные песенки и попевки, авторские песенки, написанные специально
для детей с учетом их интересов и возрастных вокальных особенностей.
В целом, репертуар должен быть разнообразным по жанрам и содержанию, характеру и
настроению (песенки плясового характера, песни-марши, а также колыбельные, песенки о
природе, животных, игрушках, сказках, семье, детских играх и т.д.)
У многих детей 6-го года жизни остаются проблемы со звуковой культурой речи. В
работе над певческой дикцией педагог формирует навык произношения безударных
гласных в конце слов (красную, белую, и т.д.); Для более эффективной работы над
дикцией и развитием звукообразования педагог использует игровые артикуляционные
упражнения, голосовые игры.
Охране детского голоса и развитию его естественного звучания (формирование
навыка звукообразования: легкого, ненапряженного звука) уделяется приоритетное
внимание, так как это условие не только эстетического воспитания, но и сохранения
здоровья ребенка, его природного инструмента – голоса. С этой целью важно правильно
развивать певческое дыхание, учить детей петь протяжно, пропевая все слова.
Правильный подбор репертуара имеет большое значение для охраны детского
голоса и формирования вокально-хоровых навыков детей. Народные песенки и попевки,
упражнения из «Музыкального букваря» Н. Ветлугиной и Е. Тиличеевой способствуют
развитию координации между слухом и голосом, что является основой для развития
чистоты интонации, умении детей контролировать слухом свое пение.
Маленькие, но яркие по образу песенки должны нравиться детям, и тогда они будут
исполнять их эмоционально и выразительно.
В процессе пения у детей происходит развитие музыкальной памяти: дети легко узнают
знакомые песенки по мелодии запева или припева.
С детьми 5-6 лет активизируется работа над дальнейшим развитием вокальнохоровых навыков. Совершенствуется певческая дикция: педагог автоматизирует не только
навык правильной артикуляции безударных гласных в конце слов (красную, до свидания,
и т.д.), но и согласных звуков в конце слов (часто дети их «глотают»).
6

Анатомо-физиологические особенности детей 6-го года жизни способствуют
развитию дыхания (развивается дыхательная мускулатура, увеличивается объем легких).
Важно правильно развивать певческое дыхание, учить детей петь протяжно, пропевая все
слова. Продолжительность музыкальной фразы – до 5-6-ти секунд (небольшая
музыкальная фраза, которую нужно спеть на одном дыхании). Диапазон голоса детей
расширяется («до–си» первой октавы).
Физическое и психологическое взросление детей 7-го года жизни
дает
возможность организовать работу по пению уже на новом уровне. Эффекты правильного
певческого воспитания выражаются в том, что у детей предшкольного возраста
сформированы элементарные вокально-хоровые навыки: поют естественным голосом,
удерживая непродолжительную фразу на дыхании, правильно артикулируя все звуки,
чисто и слаженно передавая мелодию песни. А главное – дети любят петь, могут
исполнять свои любимые песни не только на занятиях, но и в других ситуациях, а также
в свободное время.
У детей 7-го года жизни важно продолжить работу над развитием певческого
дыхания, учить детей петь протяжно, пропевая все слова. Продолжительность
музыкальной фразы – от 6-ти до 8-ми секунд (небольшая музыкальная фраза, которую
нужно спеть на одном дыхании). Диапазон голоса детей расширяется («до» первой, «ре –
ми» второй октавы).
Правильный подбор репертуара имеет большое значение для охраны детского
голоса и формирования вокально-хоровых навыков детей. Игровые вокальные
упражнения, артикуляционные упражнения способствуют развитию основных вокальнохоровых навыков, координации между слухом и голосом, что является основой для
развития чистоты интонации, умении детей контролировать слухом свое пение.
Общее развитие кругозора, речи, памяти позволят педагогу использовать
разнообразный песенный репертуар. Дети старшего дошкольного возраста могут
исполнять песни хором, дуэтом, небольшим ансамблем. Некоторые дети готовы к
сольному исполнению песен.
1.2 Планируемые результаты освоения программы












Воспитанники ДОУ имеют опыт восприятия песен разного характера.
Поют естественным голосом, протяжно.
Умеют правильно передавать мелодию в пределах ре-до2 октавы, чисто
интонируют.
Различают звуки по высоте, слышат движение мелодии.
Точно воспроизводят и передают ритмический рисунок.
Умеют контролировать слухом качество пения. Выработана певческая установка.
Могут петь без музыкального сопровождения.
Дети ДОУ проявляют интерес к вокальному искусству.
Внятно произносят слова, понимая их смысл, правильно пропевают гласные в
словах и правильно произносят окончания слов.
Могут петь без помощи руководителя.
Проявляют активность в песенном творчестве; поют дружно не отставая и не
опережая друг друга.

1.3 Технология педагогической диагностики (мониторинга) индивидуального
развития детей (Автор Анисимов В.П.)
Методики диагностики музыкальных способностей представляют собой разработку
на основе известных и модифицированных тестов изучения структурных компонентов
музыкальности. Применение в практике педагогической деятельности тестов, в том числе
7

и изучения музыкальных способностей, должно отвечать, по меньшей мере, трём
условиям.
Во-первых, они должны быть прямыми, т.е. опираться не только на оценку знаний
(когнитивно-репродуктивного компонента), но и на изучение познавательной
деятельности в целом (в нашем случае, специфики музыкально-мыслительной
деятельности).
Во-вторых, они должны быть применимы для массового исследования.
В третьих, они должны давать сравнимые между собой результаты.
Предлагаемый блок диагностических методик может использоваться как
индивидуально, так и в группах до 5 – 7 человек. Мотивирующим аспектом организации
выполнения тестовых заданий выступает игровая форма их предъявления. При любом
результате выполнения диагностических заданий педагог должен избегать оценочных
суждений, подкрепляя стремление ребёнка играть в предложенную ему музыкальную игру
своей заинтересованностью в его действиях. Атмосфера во время тестирования должна
быть спокойной, психологически комфортной для реципиентов, отношение
экспериментатора к ребёнку – исключительно доброжелательным.
1.
Диагностика чувства темпа и метроритма
Известно, что организующей основой музыки является темпо-метроритмическая
структура произведения, отражающая главную отличительную особенность музыки – её
временную природу.
Чувство ритма в основе своей предполагает развитое чувство метра –
слухомоторную реактивность на равные промежутки времени и чувства темпа – скорости
двигательных реакций, мышечного чувства, обеспечивающего адекватное восприятие и
воспроизведение членораздельности звуков и связности звуковых звеньев в осмысленную
группу звуковых соотношений в медленном, умеренном, быстром темпе, а также с
постепенным ускорением и замедлением.
Активное восприятие и воспроизведение музыки настраивает организм человека –
двигательные участки его мышечного аппарата (дыхание, голосовые связки, сердечный
пульс, мышечную моторику) на соответствующую частоту и динамические показатели.
Музыкальный ритм рассматривается в контексте соотношения темпо-метрической
организации различных длительностей звуков: большей или меньшей растянутости
отдельных звуковых звеньев или немых промежутков (пауз) между ними в мелодии. По
меткому замечанию И.М. Сеченова, звук может быть протяжный или отрывистый, но не
скорый. Слух – превосходный измеритель промежутков времени не может измерять
скорости, потому что звук не чувствуется как движение. А скорость есть атрибут
движения, предполагающий одновременно как функцию чувствования величины, так и
функцию чувствования времени передвижения. Именно мышечное чувство способно
выполнять обе эти функции как одновременно, так и раздельно. Очевидно, что в основе
темпо-метроритмической способности человека лежит психофизиологический опыт
двигательных реакций.
Пластичность рассматривается как способность к плавным, мягким, округлым
изменениям направлений движения, выражающего позитивно-уравновешенное состояние
индивида, необходимое для конструктивного мыслеобразования и, как следствие,
адекватного моторного исполнения представленной модели действий.
Оптимальным движением принято считать гармонично скоординированное
взаимодействие:
 опорно-двигательного аппарата;
 мышечного тонуса;
 нервно-психического состояния;
 выполняемой конкретной операции (действия).
8

В качестве критериев развития данного компонента музыкальной способности
могут выступать следующие:
 способность равномерного движения, т.е. умение «отмерять» одинаковые
отрезки времени музыкальной ткани с помощью мышечно-двигательных
реакций (крупной моторики или внешнеречевых действий – шага, бега,
поскоков, двигательных реакций кистей и пальцев рук или счёта вслух);
 адекватная энергичность мышечной координации при заданной скорости
метрической организации музыки (в различных темпах, их сочетаниях и
постепенных ускорениях-замедлениях);
 слухомоторная способность обозначать последовательности и сочетания
длительностей звуков в единой темпо-метрической организации –
собственно ритмическая способность.
Таблица 1
Критериальные признаки темпо-метроритмических способностей
Крупная
моторика
Мелкая
моторика

Совмещенны
е задания

Метр
Темп
Ритм
Шаг и бег в одном
 умеренно
 ровный
темпе
заданного
 медленно
 пунктирный
размера (счёта)
 скоро
 синкопированный
 ускоряя
–
Кисти рук (хлопки
замедляя
по
ладоням,
по
барабану и др.),
пальцы (по одному
и
дифференцированно
)
Адекватные мышечные реакции на разнообразные соотношения темпометроритмических музыкальных воздействий

В таблицах 1 и 2 указаны критериальные признаки, на основе которых строятся
диагностические задания любой степени сложности по изучению уровня развития темпометроритмических способностей.
Таблица 2
Типология уровней развития
темпо-метроритмической музыкальной способности
Уровни развития
Низкий

Средний

Критерии заданий
Тип движений
Только умеренный темп (=60) «Шаг»
в
соответствии
с
метрической
мышечной индивидуальным
пульсом
координации
человека и метром музыкального
фрагмента
Только дифференцированные
 умеренный
«шаг»
(в
темпы
(умеренный,
соответствии
с
медленный
и
скорый)
индивидуальным
метрической
мышечной
физиологическим пульсом)
координации
 медленный «шаг»
 «бег»
9

Высокий

Различные
темповые
соотношения, в том числе с
ускорением и замедлением

 Два мелких «шага» на один
крупный
 «пунктирные подскоки»
 ровный «шаг» или «бег»
 два
(четыре)
и
три
движения «бега» на одно
движение «шага»
 подскоки – «пунктиры»
синкопированные
движения

До предъявления музыкальных игр-тестов диагност устанавливает доверительные
отношения с ребёнком, используя «нейтрально-развлекательный» игровой материал и,
лишь за тем, вовлекает в диагностическую ситуацию. Необходимо помнить, что диагност
обязан убедиться в том, что ребёнок правильно понял суть задания. Для этого можно
предъявить пробный вариант выполнения тестового задания.
Игры-тесты на выявление уровня развития чувства метра
Тесты позволяют определить реактивно-метрические способности. Все задания
данного теста предъявляются в размере 4/4 в умеренном темпе в объёме четырёх тактов.
Скакалка-часы
Ребёнку, находящемуся на расстоянии 1,5 – 2-х метров от ведущего, предлагают
перепрыгивать через скакалку обеими ногами одновременно, которую взрослый вращает
за один конец (параллельно полу) в умеренном темпе. Каждый прыжок ребёнок
сопровождает радостным возгласом-звоночком «дзынь». Всего требуется сделать 10
прыжков.
Критерии оценки:

8 – 10 прыжков только в умеренном темпе – высокий уровень;

4 – 7 успешных прыжков в умеренном темпе соответствуют
нормативному (среднему) уровню развития чувства метра;

1 – 3 прыжка – слабый уровень.
Шаги великана, Тома и гнома
Давай поиграем с тобой в сказочные шаги, - говорит педагог. – В стране
«Тишиналии» все жители ходят, как часы (даются в руки ребёнка часы-будильник, ход
которых – «тик-так» - отчётливо слышен). Мальчик Том ходит спокойно (педагог
демонстрирует: шаг – на звук часов «тик» и приставной шаг – на звук «так»), шаги его
маленького друга-гнома подвижны, игривы (на звук часов «тик» - шаг и приставной шаг,
на ход «так» - то же самое; великан ходит степенно, важно (один шаг на ход часов «тиктак» и один приставной шаг – на следующий временной ход «тик-так»).
Стимулирующий материал: часы-будильник и обозначенные на полу следы
(ступней ног или просто кружки, вырезанные из бумаги), показывающие направление
дорожки. Расстояние между ними соответствует свободному шагу ребёнка (15 – 20 см.).
Всего 16 следов-шагов. Дорожка выложена с разворотами после каждого 4-го шага,
например, по периметру квадрата (4 шага, поворот + 4 шага, поворот + 4 шага, поворот +
4 шага).
Критерии оценки:

точное обозначение шагов «великана, Тома и гнома» на протяжении
всех 4 «тактов» (такт равен 4 шагам, всего 16 приставных шагов) – высокий
уровень чувства метра;

10


воспроизведение шагов с двумя-тремя нарушениями метрической
координации – средний уровень. Допустимые границы нарушений – от 2 до 8
несвоевременных шагов (из 16);

сбивчивое метрическое исполнение шагов – слабый уровень (от 9 до
12 несовпадений). Незавершённая дорожка при сбивчивом шаге – низкий уровень
развития чувства метра.
2. Диагностика звуковысотного чувства
(ладово-регистрового мелодического)
Известно, что ладовое чувство проявляется в рефлексии ощущения высоты звуков
и изменения их соотношений в интонациях (данной мелодии), различении ладовых
функций, тембровых и гармонических мелодических комплексов, реакций на изменения в
одном из голосов полифонического изложения мелодии.
Воспринимающие тесты
Кот и котёнок
Цель: выявить уровень сформированности звуковысотного чувства – адекватного
ощущения соотношений высоты звуков.
- Кот и котёнок потерялись в тёмном лесу. Послушай: так мяукает кот
(исполняется, например, звук до1), а так – котёнок (исполняется более высокий звук,
например, соль1). Помоги им найти друг друга. Скажи, когда мяукает кот, а когда
котёнок?
Исполняются последовательно звуки (см. алгоритм заданий):
Код
задания
1.1
1.2.
1.3.
2.1.
2.2.
2.3.
3.1.
3.2.
3.3.

Предъявляемые звуки Присуждаемый балл
(первой октавы,
(за правильный ответ)
второй октавы)
ми1 – соль2
1
соль2 – фа1
2
фа1 – фа2
3
фа2 – соль1
1
ми2 – соль1
2
ля1 – ми2
3
ля1 – ре2
1
ре2 – си1
2
до2 – си1
3

Правильный ответ
кот - котёнок
котёнок - кот
кот - котёнок
котёнок - кот
котёнок - кот
кот - котёнок
кот - котёнок
котёнок - кот
котёнок – кот

Примечание. Аналогичный алгоритм заданий можно предъявлять и в другом
тональном и регистровом режиме.
Алгоритм предъявления теста: вначале даётся задание 1.3. Далее, в случае
правильного ответа – задание 2.3., затем – задание 3.3. Если ответ ребёнка оказывается
неверным, задание упрощается – 1.2. (где за правильный ответ присуждается 2 балла),
если же и это задание выполняется неверно, даётся задание 1.1 (1 балл). И так по каждому
блоку.
Критерии оценки:
 высокий уровень = 7 – 9 баллов (3+3+3; или 3+3+2; или 3+2+2);
 средний уровень = 4 – 6 баллов (3+2+1; или 3+1+1; или 2+1+1);
11

 низкий уровень = 1 – 3 балла (2+1+0; или 1+1+1; или 1+1+0; или 1+0+0).
Куда идёт мелодия?
Цель: выявление уровня развития звуковысотного чувства по показателю –
определение направления мелодии.
- Давай сыграем в музыкальные отгадки. Послушай внимательно и определи, куда
идёт мелодия: вверх или вниз?
Стимулирующий материал
 Русская народная песня «Как под горкой, под горой» (ответ: вверх – вниз,
вверх – вниз = 4 балла);
 Г. Эрнесакс «Паровоз» (ответ: вверх – вверх – вниз = 3 балла);
 Русская народная песня «Я на горку шла» (ответ: вниз – вниз… = 2 балла);
 Детская песня «Василёк» (ответ: вниз – вниз = 1 балл).

Критерии оценки:
 высокий уровень = 8 – 10 баллов;
 средний уровень = 4 – 7 баллов;
 низкий уровень = 1 – 3 балла.
Девочки-припевочки
Цель: выявить уровень развития ладово-мелодического чувства, рефлексивной
способности различать ладовые функции мелодии.
- Я сыграю песенки весёлой и грустной девочек, а ты послушай внимательно и
скажи, - какую песню пела весёлая, а какую – грустная девочка?
12

3. Диагностика динамического чувства
Чувство динамики определяется адекватной слухомоторной реакцией индивида на
силу воздействующего звука как в контрастном его предъявлении, так и в постепенном
усилении (крещендо) или ослаблении (диминуэндо) динамики звучания.
Тест-игра «Мы поедем в «Громко-тихо»
Цель: определение способности адекватной аудиально-моторной реакции на
динамические изменения (силу выражения) инструментального и вокальноинструментального стимула.
- Поиграем с тобой в «громко-тихо». Я играю на пианино, а ты на барабане. Играй
как я: я – громко и ты – громко, я тихо и ты – тихо (пьеса А. Александрова «Барабан» адекватное исполнение контрастной динамики «форте – пиано» оценивается в 1 балл).
- А теперь музыка будет постепенно усиливаться или затихать. Тебе надо будет
также её исполнить на барабане (пьеса Э. Парлова «Марш» - адекватное динамическое
исполнение 1-й фразы в динамике «крещендо» оценивается в 2 балла и 2-й фразы –
«диминуэндо» оценивается в 2 балла. Всего – 4 балла).
Стимулирующий материал: барабан (или бубен) и фрагменты музыкальных пьес
– А. Александров «Барабан», Э. Парлов «Марш».
Критерии оценки:
 слабый уровень динамического чувства = 1 балл;
 средний уровень = 2 – 3 балла;
 высокий уровень = 4 – 5 баллов.
Диагностический конструктор музыкальных способностей ребёнка
(на учебный год)
Ребенок ________________________________________
Возраст_____________________________________________________
Дата: констатирующего этапа (1)________________________________
контрольного этапа (2)____________________________________
Уровень
развития

Параметры музыкальных способностей
Чувство
Динамическое
Метро-темпо-ритм
звуковысотности
чувство
1.конст.
2.контр.
1
2
1
2

Итоговые
данные
1
2

Высокий
Средний
Низкий

13

II СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации
программы
Игра - это не только ведущий вид деятельности дошкольников, она является основной
формой реализации дополнительной программы вокальной студии.
Музыкальное развитие детей, осуществляемой в процессе организованной
образовательной деятельности, предполагает индивидуальную, подгрупповую и
групповую формы взаимодействия с воспитанниками.
Музыкально-творческое взаимодействие с группой детей организуется на основе
игрового сюжета. Основа организации педпроцесса – сюрпризы, затейничество,
импровизация с использованием различных видов музыкально-художественной
деятельности. Как правило, каждая музыкальная образовательная ситуация является
интегративной моделью взаимодействия детей и педагога, который активно использует
различные виды музыкальной деятельности.
Подгрупповое взаимодействие с детьми организуется с целью достижения более
эффективного результата, когда решаются следующие задачи:
- разучивание певческого и музыкально-ритмического репертуара, адресованного
небольшому числу исполнителей (ансамблю);
- реализация гендерного подхода – развитие исполнительских навыков у мальчиков и
девочек при освоении специального репертуара (например, песни «Кнопочка» или «Шли
солдаты на войну»);
- реализация принципа «минимакса» при освоении различного по уровню сложности
репертуара с детьми, имеющими разный уровень способностей;
- проведение диагностических игровых упражнений с целью выявления уровня
музыкального развития детей.
Индивидуальное взаимодействие с детьми организуется по мере необходимости, в
зависимости от ситуаций:
- помощь ребенку в освоении музыкального материала;
- подготовка солистов;
- индивидуальное сопровождение одаренных детей;
- проведение игровых диагностических процедур.







Методы
перцептивный (восприятие ладового чувства);
репродуктивный (воспроизводящий);
объяснительно - иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией
наглядного материала);
проблемный (педагог помогает в решении проблемы);
эвристический (изложение педагога + творческий поиск обучающихся).

С развитием вокального искусства сформировалось 3 вида вокального стиля:
академический, народный, эстрадный.
Эстрадный вокал сформировался путём слияния (синтеза) академического и
народного. От академического ему досталось пение на зевке, дыхание диафрагмой. От
народного - пение открытым звуком, но не плоским, пение на улыбке. (Щёки приподняты,
видны верхние зубы).
Основа любой вокальной техники - дыхание. От дыхания зависит тембровая
наполненность, подвижность голоса, интонация и др.
Перед тем как начать петь, необходимо сделать несколько подготовительных
разогревающих упражнений.
14

Положить руки на диафрагму, сделать вдох через нос так, чтобы почувствовать
движение мышц диафрагмы, её небольшое выпячивание. Вдох на 4счёта (следить чтобы
не поднимались плечи и грудь, не было зажима корпуса) Выдох - ровный, свободный.
Сделать это 4-8р.
Тренировка мышц диафрагмы.
• Вдох через нос. Выдох на звук ссс. Регулировать ровность выдоха, работу мышц
диафрагмы.
Упражнение для смачивания и размягчения голосовых связок.
 «шпага». Уколы языком поочерёдно в щёки.
• «Пожёвывание» языка.
• Цокание языком.
Упражнение для разработки корня языка:
• Кх, кх.
• Кар.
Упражнения для ощущения мягкого нёба и маленького язычка.
• Скулить как больной щенок.
• Мяукать как маленький котёнок.
Упражнения для формирования зевка.
• Вдох через нос, зубы разомкнуты, почувствовать объём.
• Выдох на Ахх. (похоже на восторг.)
Упражнения для развития артикуляционного аппарата.
• Пятачёк-улыбка. (чередовать).
• Вращение «пятачком» по часовой стрелке.
• Надувание щёк до предела.
• «Удивлённый бегемот» (вдох на звук А , при этом открыть рот до максимума)
Проговорить несколько скороговорок на дыхании и утрируя произношение каждого
звука например:
• «Бык тупогуб тупогубенький бычок, у быка бела губа тупа»
• «Сшит колпак да не по колпаковски, вылит колокол да не по колоколовски, надо
колпак переколпаковать перевыколпаковать, надо колокол переколоколовать
перевыколоколовать».
После того как подготовлен голосовой и артикуляционный аппарат - можно
переходить непосредственно к пению.
Первое упражнение спеть с закрытым ртом на звук Мм. Почувствовать объем в
полости рта, зубы разомкнуты. Петь на одном звуке, следить за ровностью звука и выдоха.
Упражнение на слог Хэй. При пении следить, чтобы было поднято мягкое нёбо и были
видны верхние зубы (пение на улыбке).
Пение на слоги Хи. ээээй. Поступенное интонирование в пределах тонической квинты
по минорному звукоряду, начиная с квинтового звука. Первый звук потянуть. Следить при
пении за правильным звукоизвлечением (верхние зубы открыты, нёбо высокое)
Пение на опоре на слоги ру и ро. Вырабатывать крепкий «опёртый» звук, работу
диафрагмы. Звук ррр. Утрируется.
Чередование пения опёртым звуком и субтоном. Первый слог «мя» опёртый,
второй «у» на октаву выше и субтоном.
Упражнение на расслабление челюсти на слоги до, ре, ми. Чередуя их в поступенном
порядке.
Пропевание небольшого упражнения на слоги ди и хэй. Следить за
характерным эстрадным звукообразованием и дыханием.
Разучивание небольшого джазового фрагмента, используя характерную джазовую
гармонию a"capella. При пении для поддержки джазового ритма щёлкать пальцами на 2
ритмическую долю.
15

В период разучивания песни используются следующие методические приемы:
проигрывание трудных мелодических оборотов, пропевание их без музыкального
сопровождения, прохлопывание сложных в ритмическом отношении мест (пунктирный
ритм), одновременное освоение детьми текста и мелодии. На первых этапах разучивания
песни - не пользоваться аккомпанементом, играть только мелодию или предложить ее
запомнить с голоса взрослого. В дальнейшем чередовать игру мелодии без
фортепианного сопровождения с сопровождением.
Работая над чистотой интонации, целесообразно использовать такие методические
приемы: пение в полголоса, (тихое пение, пение подгруппами, по одному, пение
закрытым ртом (мм., слогами (ду-ду, ла-ла, по строчкам, по фразам, по рядам, "мальчики девочки", по сигналу). Такие задания нравятся детям. Они становятся более
внимательными и более точными в интонировании мелодии. Они лучше себя слышат.
Прием, закрепляющий навыки чистого интонирования: детям предлагается спеть
мотив дуэтом, причем один ребенок должен быть хорошо поющим. Даются разные
задания, в которых слабо слышащий ребенок должен подтянуть свой голос до хорошо
поющего ("помоги другу").
Нечисто поющим детям уделяется особое внимание. Считается, что размещать их на
музыкальном занятии лучше так, чтобы они сидели ближе к музыкальному руководителю.
Но на практике есть наблюдение, что не все слабо слышащие дети чувствуют себя удобно
при таком размещении. При такой посадке детей должный эффект возникает тогда, когда
в группе больше в процентном отношении детей хорошо поющих. Поэтому, чтобы слабо
поющие дети быстрее научились чище воспроизводить мелодию, целесообразно хорошо
поющих детей садить рядом со слабо поющими. Тогда дети слышат чистое пение не
только сзади, но и рядом с собой. Но на таком варианте размещения останавливаться не
стоит. Эффективнее размещать детей не в принятом 3-рядном расположении стульев (т. к.
дети, сидящие в третьем ряду, сильно отдалены от музыкального руководителя), а в 2рядном и не прямолинейно располагать, а полукругом. Звук концентрируется в центре
полукруга и дети лучше слышат друг друга. Для более плодотворных результатов детей
размещать различными способами, чередуя выше описанные и добавляя новые
("шахматный порядок»).
Одна из сложных задач в пении - это уметь петь без сопровождения (а капелла). Как
правило, с детьми песни разучиваются с музыкальным сопровождением и одновременно
пением взрослого. Такое пение часто заглушает детей. Для них складывается неприятное
условие - они не могут контролировать качество исполнения песни. Они не слышат друг
друга во время хорового пения, не слышат себя. У детей не развивается чувство
самоконтроля, не формируется умение петь самостоятельно, без музыкального
сопровождения. А этому научить необходимо.
Полезны и такие приемы: пение стоя, находясь на значительном расстоянии от
фортепиано, всей группой, небольшими подгруппами и индивидуально ("сценическая
площадка"). При таком пении дети лучше слышат.
Прием "тактирования". Детям он очень нравится, они отсчитывают ритм хлопками,
иногда усложняя притопами, под пение общее, индивидуальное, чередуя пение со счетом
вслух и про себя, отмечают паузы ("часики-ходики").
В работе над ансамблевым пением применяются дирижерские жесты: сильный взмах громкое звучание, слабый - тихое; показ рукой начало и конец фразы, начало и конец
пения; жестом обозначается задержка звука, паузы, изменение темпа, высоты мелодии,
ритмический рисунок песни.
Работая над песней, возвращаемся к ранее разученным, включая их в то или
иное занятие, развлечение, праздник. В знакомых песнях ярче проявляются усвоенные
певческие навыки.

16

2.2. Средства реализации программы
Для всестороннего развития детей создана развивающая предметно- пространственная
среда с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их
образовательных потребностей и интересов. Особое место занимают в ней средства
реализации программы - совокупность материальных и идеальных объектов: музыкальные
инструменты (ложки, маракасы, металлофоны, колокольчики и др.); учебно- наглядные
пособия (тематические книги, плакаты, картинки); аппаратно- программные и
аудиовизуальные средства(цифровые образовательные ресурсы, записанные на диски);
микрофоны.
2.3

Характеристика взаимодействия с семьями

Музыкально-творческое развитие детей происходит наиболее успешно, если в
семье уделяется этому должное внимание. Известны исторические факты, что в
семьях музыкантов, где естественным образом создается высоко художественная
музыкальная среда, воспитываются музыкально-одаренные дети (феномен В.Моцарта,
семейство Бахов, Штраусов, наши современники – композитор Андрей Петров и его
дочь Ольга Петрова, Исаак Дунаевский и его сын Максим Дунаевский, и др.).
Задача педагога – включить родителей в совместную педагогическую работу, сделать
их своими союзниками и партнерами.
Для этого важно:
1. Согласовать с ними цели и задачи вокального развития детей.
2. Проинформировать их о содержании, методах и формах работы
3. Пригласить их к творческому сотрудничеству: участию в различных формах
музыкально-творческого взаимодействия (к выступлению на детских праздниках и
развлечениях, к совместной реализации игровых творческих проектов, участию в
конкурсах, фестивалях и др.).
Формы и виды :
- проведение бесед, консультаций;
- использование наглядной информации (стенды, передвижные папки, и др.)
- проведение Интернет-конференций по проблемам вокального развития детей,
- консультации по электронной почте,
- организация Родительских клубов,
- семейные праздники,
- интерактивные мюзиклы,
- фестиваль – конкурс «Музыкальная семья»
Во всех перечисленных формах работы родителям важно показать, как
музыкальное воспитание влияет на развитие общих способностей ребенка (мышления,
речи, развивает внимание и память, творческие способности), каким образом
способствует укреплению психического и физического здоровья (пение развивает
сердечно-сосудистую, дыхательную системы, занятия пением и музыкальноритмическими движениями формирует красивую осанку, и т.д.). В своем стремлении
17

дать ребенку все, чтобы он был успешным в школе и в жизни, родители должны
понять, какое замечательное, эффективное средство – музыка, и поэтому так важно,
чтобы дети получали искреннее удовольствие от занятий различными видами
музыкальной деятельности и эту увлеченность сохранили на будущее.

18

III ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1 Описание материально - технического обеспечения
дополнительной программы
Музыкальный зал
Музыкальные инструменты
Электронно - программное обеспечение:
Презентации по разделам программы, картинки в электронном варианте, коллекции
музыкальных видеороликов;
Электронная библиотека по разделам программы
Технические средства обеспечения:
Мультимедийный проектор,
Компьютер с программным обеспечением,
Демонстрационный экран;
Сканер, копир, принтер.
3.2 Описание обеспечения методическими материалами и средствами обучения и
воспитания по реализации дополнительной программы
1. Алиев Ю. Б. Настольная книга школьного учителя- музыканта. – М.: Гуманит. Изд.
Центр ВЛАДОС, 2003. – 336с.: ноты. – (Б-ка учителя музыки)
2. Анисимов В. П. Диагностика музыкальных способностей детей.–М.: Владос, 2004г.,
130 с.
3. Емельянов В. В.. Методическая разработка «Фонопедические упражнения для
стимуляции голосового аппарата в процессе формирования певческих навыков», 1983г.,
М. «Просвещение» 95-с.
4. Кабалевский Д. Б., Школяр Л. В . «Музыка в начальных классах» М.
«Просвещение», 1985г., 145 с.
5. Кацер О. В. «Игровая методика обучения детей пению – учебно- методическое
пособие», С-Пб, «Музыкальная палитра»,2005г.
6. Комисарова Л. Н., Кузнецова Т. В., «Ребенок в мире музыки», М. «Школьная
пресса», 2006г., 125 с.
7. Лазарева А. Г., «Сборник авторских программ дополнительного образования детей»,
М «Народное образование», 2002г., 312 с.
8. Михайлова М. А., «Развитие музыкальных способностей», Ярославль «Академия
развития», 1997г., 240 с.
9.Орлова Г.М., Бекина С.И. Учите детей петь: Песни и упражнения для развития
голоса у детей М., «Просвещение», 1988г.
10. Радынова О. П. «Музыкальное воспитание дошкольников» М., «Просвещение»,
1994г., 223с.
11. Радынова О. П. «Музыкальное развитие детей» М., Гуманитарный издательский
центр «Владос», 1997г., 1 ч. -605с., 2 ч. – 395с.
12. Ушакова О. С. «Развитие речи и творчества дошкольников» М., ТЦ «Сфера»,
2004г., 144 с.
3.3 Особенности организации развивающей предметно- пространственной среды
для реализации дополнительной программы
Задача педагогических работников МАДОУ состоит в умении моделировать
развивающую предметно- пространственную среду, которая позволила бы ребенку
развивать творческие способности, познавать способы образного воссоздания мира и мира
19

искусств, реализовывать познавательно- эстетические и культурно- коммуникативные
потребности в свободном выборе.
Особенности развития ребенка – дошкольника делают средством его образования
окружающий предметный мир. Предметно- пространственная развивающая среда в себя
включает все, что доступно восприятию ребенка и использованию им в творческой
деятельности. Среда наполнена содержанием достижений в знаниях, умениях, которые
многие дети уже освоили и начинают создавать багаж для следующей ступени развития;
тем содержанием, которое для некоторых детей еще остается загадкой и временно
недостижимо.
Среда, в которой развивается ребенок, обеспечивает личностно- ориентированное
познание и социально-эмоциональное взаимодействие детей со взрослыми, где ребенок
эмоционально проявляет себя, выражая осознанно- правильное отношение к
окружающему, реализуя себя как личность.
Каждый предмет, с которым общается ребенок, является как обучающим, так и
вызывающим определенные качества и эмоции. Опрятная и красивая кукла притягивает
взгляд и побуждает ребенка следить за своим внешним видом.
Одним из главных показателей качества дошкольного образования является
предметно- пространственная развивающая среда, созданная в соответствии с
требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного
образования.
В соответствии с ФГОС ДОУ, предметная среда обеспечивает в ДОУ:
– максимальную реализацию образовательного потенциала пространства в МАДОУ;
– наличие материалов, оборудования и инвентаря для развития детских видов
деятельности;
– охрану и укрепление здоровья детей, необходимую коррекцию особенностей их
развития;
– возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых;
– двигательную активность детей а также возможность для уединения.
При создании предметно- пространственной развивающей среды мы
руководствовались следующими принципами:
– полифункциональности: предметная развивающая среда открывает перед детьми
множество возможностей, обеспечивает все составляющие образовательного процесса и в
широком смысле должна быть многофункциональной;
– трансформируемости: данный принцип тесно связан с полифункциональностью
предметной среды, т. е. предоставляет возможность изменений, позволяющих по
возможности вынести на первый план ту или иную функцию пространства ( в отличие от
функционального зонирования, жестко закрепляющего функции за определенным
пространством);
– вариативности: предметная развивающая среда предполагает периодическую
сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих
исследовательскую, познавательную, двигательную, музыкальную, игровую активность
детей;
– насыщенности: среда соответствует содержанию основной образовательной
программы и дополнительной программы, а также возрастным особенностям детей;
– доступности: среда обеспечивает свободный доступ к играм, музыкальным
инструментам, пособиям;
– безопасности: среда предполагает соответствие ее элементов требованиям
надежности и безопасности.

20

3.4 Учебно- тематическое планирование программы
Учебный план
№

Техника

Количество часов

1.

Восприятие музыки

7

2.

Основы певческой вокальной культуры

12

3.

Работа над вокально - хоровыми навыками

20

4.

Музыкально- дидактические игры

10

5.

Организация певческой деятельности

13

6.

Интеграция видов музыкальной деятельности

6

Общее количество часов в год

68

Учебно - тематический план
1 год обучения
Тема занятия

Кол-во
занятий

Вводное занятие. Знакомство.

1

«О чем может рассказать музыка?»

1

«Это интересно» основы вокальной культуры

2

«Как мы говорим и поем?» Взаимные особенности

2

«Где живет голос?» Особенности голосового аппарата

2

«Птенчики и машины» голосовые резонаторы

2

« Гномик, выходи из дома!» динамические возможности голоса

1

«Лети, лети, лепесток» правильное дыхание- основа пения.

2

«Говорим правильно и четко» артикуляционные навыки

2

« Наши распевалочки»

2

« Петь удобно и легко»

2

« Пестушки, потешки, прибаутки - первые песенки»

2

« Волшебный звукоряд»

2
21

« Это интересно» основы вокальной культуры

1

« Бабушки и дедушки тоже были малышами» песни на день пожилого
человека

2

« Фантазируем и поем» осенние зарисовки

1

« Музыкальная лесенка» упражнения для развития звуковысотного слуха

2

« Мы танцуем и поем»

2

« Одно и то же по- разному» пение открытым и закрытым ртом

1

« Кто как поет?» песенные импровизации

1

« Музыкальный букварь» ноты как буквы и цифры

2

« Зимний лес» пение

2

«Мы играем и поем» интеграция видов муз. деятельности

2

« Звук- волшебник»

2

«Дружба крепкая» унисон - хоровой эталон

2

« К нам гости пришли» игры на развитие чувства ритма

2

« Чья это песенка?» Викторина

1

« Спать или маршировать?» знакомство с жанрами

1

«Жители планеты «Детство» пение с движением

2

« Звонкие колокольчики» творческое музицирование

2

« Знакомые песни» Угадай –ка!

1

« Мамины помощники» репертуар к женскому дню

2

« Любимые герои мультфильмов» песни из мультфильмов

2

« Определи и повтори» музыкальные загадки

1

«Это интересно» вокальная культура

2

«День Победы» патриотические песни

2

Репетиции исполняемого репертуара

6

Итоговое занятие

1
Итого

68

2 год обучения
Тема занятия

Кол-во
занятий

Вводное занятие. «Здравствуй, музыка!»

1

«Хочу петь!»

1

«Это интересно» основы вокальной культуры

2

«Послушай свой голос» особенности гласных и согласных звуков

1

«Сколько в доме комнат?» детский голос

2
22

«Лесные жители » голосовые регистры

3

« Тихо - громко!» динамические возможности голоса

1

«Разные ароматы цветов» дыхание- основа пения.

2

«Говорим правильно и четко» артикуляционные навыки

2

« Наши распевалочки»

2

« Петь удобно и легко»

2

« Новые первые песенки»

1

« Волшебный звукоряд»

2

« Это интересно» основы вокальной культуры

1

Песенный репертуар на день пожилого человека

2

« Импровизируем и поем» осенние зарисовки

1

« Ступеньки » упражнения для развития звуковысотного слуха

2

« Мы танцуем и поем»

3

« Веселые нотки »

1

« Кто как поет?» песенные импровизации

2

« Музыкальный букварь» первые шаги

2

« Такие разные снежинки» пение

2

«Мы играем и поем» интеграция видов муз. деятельности

1

« Звук- волшебник»

2

«Наш дружный ансамбль» унисон - хоровой эталон

3

« К нам гости пришли» игры на развитие чувства ритма

2

« Чья это песенка?» Викторина

1

« Мы танцуем и поем» жанры в музыке

1

«Жители планеты «Детство»

2

« Наш оркестр» творческое музицирование

2

« Знакомые песни» Угадай –ка!

1

« Поздравляю маму!» репертуар к женскому дню

2

« Любимые герои» песни из мультфильмов и кинофильмов

2

« Музыкальное эхо» музыкальные загадки

2

«Это интересно» вокальная культура

2

«Буду помнить» патриотические песни к дню Победы

2

Репетиции исполняемого репертуара

4

Итоговое занятие

1
Итого

68

23

Учебный календарный график
Календарный учебный график разработан в соответствии с пунктом 9 статьи 2, пунктом
10 статьи 13 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ « Об образовании в Российской
Федерации»
Продолжительность
01 сентября – 31 мая
учебного года
Учебная неделя 5 дней
(Выходные дни- суббота, воскресенье )
36 учебных неделей в год, исключая праздничные дни,
объявленные Правительством Российской Федерации
выходными( конкретные даты устанавливаются ежегодно): День
народного единства, Новогодние каникулы, Рождество; День
Защитника Отечества; Международный женский день; Праздник
Весны и труда; ДеньПобеды.
Максимальное
количество и
продолжительность
Кол- во занятий
Объем нагрузки в
платных
Продолжительность
на одного ребенка неделю на одного
образовательных услуг занятия мин.
в неделю
ребенка, не более
в течение дня, в
неделю по возрастным
группам
Средняя группа
20
2
40 мин.
Старшая группа
25
2
50 мин.
Подготовительная к
2
60 мин.
школе группа
30
Минимальный перерыв
между разными
видами
10 мин.
организованной
образовательной
деятельности
Открытые образовательные мероприятия по платным услугам для родителей проводятся 2
раза в год (декабрь, апрель)
Календарно - тематическое планирование
1 год обучения
Виды деятельности

Программные задачи

Содержание занятий

Сентябрь- октябрь – ноябрь
Восприятие музыки

Развивать у детей
эмоциональную
отзывчивость на песни
разного характера
(колыбельная, марш);
подводить к умению
самостоятельно узнавать и
называть песни по

Упражнения «Зайка»,
«Белые гуси»; распевки «
Андрей- воробей»,
«Самолет»; «Песенкаприветствие»,
«Колыбельная»

24

вступлению.
Основы певческой
вокальной культуры

Развивать интерес к
вокальному искусству,
познакомить с певческим
эталоном.

Работа над вокально хоровыми навыками

Упражнять детей в умении
чисто пропевать кварту,
терцию, секунду (вверх и
вниз), упражнять в четкой
передаче простого
ритмического рисунка,
учить правильно брать
дыхание между фразами.

Музыкально- дидактические
игры

Знакомить детей с
музыкальными
инструментами, развивать
зрительное и слуховое
внимание,
наблюдательность.

Организация певческой
деятельности

Закреплять умение
правильно сидеть во время
пения, учить говорить и
петь в примарной зоне.

Интеграция видов
музыкальной деятельности

Учить детей снимать
зажатость и скованность, а
также согласовывать свои
действия с другими детьми.

Показ презентаций,
видеоматериалов.

Упражнения «Как под
горкой, под горой»,
«Паровоз»; песенкираспевки «В огороде
заинька», «Сорока- сорока»;
задания «Маша, Миша,
Митя»; «Лиса по лесу
ходила».
Игры « Кто в домике
живет?», «Где мои детки?»,
« Чудесный мешочек», «
Птицы и птенчики».

Упражнения «Вот иду я
вверх», «Лети, лети ,
лепесток», «А-О-У-И-Э»,
«Барашеньки»; песни
«Паровоз», «Колыбельная»,
«Антошка»
Упражнения «Жаба Квака»,
« Две ладошки у меня»;
задания «Спой свое имя»,
«Кто как поет?» ( кошка,
собака, курочка);
«Побежали быстро ножки».

Декабрь-январь - февраль
Восприятие музыки

Основы певческой
вокальной культуры
Работа над вокально -

Продолжать разваивать у
детей эмоциональную
отзывчивость на песни
разного характера. Учить
слышать во время пения
себя и товарищей,
контролируя слухом
качество исполнения.
Активизировать
познавательный интерес.
Познакомить с различными
тембрами голосов.
Учить начинать пение после
вступления самостоятельно

Распевки « Андрейворобей», «Самолет»;
«Песенка- приветствие»,
«Колыбельная»,
«Капризуля»,
«Маршируем».
Песни « Новый год», Вот
зима пришла»
Видеоматериалы,
иллюстрации, презентации.
Попевки «Спой свое имя»,
«Лиса по лесу ходила», «Вот
25

хоровыми навыками

Музыкально- дидактические
игры

Организация певческой
деятельности
Интеграция видов
музыкальной деятельности

с муз. сопровождением и без
него, но при поддержке
голоса взрослого.
Упражнять в чистом
интонировании мелодий,
включающих квинту, в
умении удерживать
интонацию на одном звуке.
Учить определять песню по
вступлению, петь
выразительно,
непринужденно. Передавать
в пении разное настроение.
Следить за правильной
осанкой детей во время
пения

иду я вверх», «Мы идем с
друзьями», « У-У-У-Х».
Песни «Новый год», «Вот
зима пришла»

Развивать находчивость,
воображение, фантазию.
Учить создавать
музыкальные образы в
ритмопластике.

Двигательные упражнения
«Мячики», «Побежали
быстро ножки»,
«Водоросли», « Две
ладошки у меня».

Подводить детей к умению
самостоятельно определять
характер песни,
высказываться о ней,
называть любимую песню;
учить самостоятельно
узнавать песню по
вступлению.
Следить за чистотой
интонации, продолжать
учить петь легко, без
форсирования звука с
четкой дикцией
Совершенствовать
внутренний слух,
ладотональное чувство,
продолжать учить петь
выразительно, меняя
темповые и динамические
оттенки
Развивать звуковысотный
слух, чувство ритма,
интонацию.

«Чики- чики- чикалочки»,
«Мамочке любимой»,
«Наша бабушка», «Смелый
пилот»

Развивать творческую
активность каждого ребенка
в процессе коллективной
деятельности

Солисты в песнях, прием
«соревнование», «концерт»

Игры «Музыкальный
телефон», «Узнай песню»,
«Музыкальный магазин»,
«Качели», «Бубенчики».
Песни «Елочка», «Новый
год», «Зима пришла»

Март- апрель- май
Восприятие музыки

Основы певческой
вокальной культуры

Работа над вокально хоровыми навыками

Музыкально- дидактические
игры
Организация певческой
деятельности

Упражнения «Скачем по
лестнице», «Бубенчики»

Песни «Мамочке любимой»,
«Наша бабушка»,
«Весенний привет», «День
Победы»

«Волшебный мешочек»,
«Музыкальные палочки»,
«Тихо-тихо мы сидим»

26

Интеграция видов
музыкальной деятельности

Учить сочетать пение с
музыкально- ритмическими
движениями

Марш « Чтоб расти и
закаляться», песня « Пусть
бегут неуклюже»

Программные задачи

Содержание занятий

2 год обучения
Виды деятельности
Сентябрь- октябрь – ноябрь
Восприятие музыки

«Бубенчики», «Качели» муз.
Обогащать музыкальные
Тиличеевой
впечатления детей, развивать
умения различать
эмоциональное содержание
песен, высказываться о
характере песен, учить
слышать себя и других.

Основы певческой
вокальной культуры

Расширять диапазон
детского голоса;
способствовать прочному
усвоению детьми
интонационных оборотов,
включающих различные
виды мелодического
движения (вверх-вниз) и
различные интервалы.

Работа над вокально хоровыми навыками

Учить детей точно попадать
на первый звук песни; не
форсировать звучание;
четкая дикция, артикуляция.

Музыкально- дидактические Развивать умение детей
игры
осуществлять контроль во
время пения, развивать
память и реакцию.
Организация певческой
деятельности

Во время пения дети должны
сидеть прямо, не
прислоняясь к спинке стула,
ноги твердо стоят на полу,
руки свободно лежат вдоль
туловища. Голову держать
прямо, без напряжения, рот
открывать свободно.
Положение при пении
целесообразно менять(сидя,
стоя у инструмента, в центре

« Спасибо» муз. Чичкова,
«Осени пришла пора»,
«Кукушка» муз.
Тиличеевой, «Лиса по лесу
ходила» обр. Попатенко

Дыхательная гимнастика
«Хомячок», «Самовар»,
песни «Поезд» муз.
Бырченко, «Листопад» муз.
Попатенко,
Игры «Хор соловушек»,
«Ушки на макушке»,«пой за
мной».

Упражнения «Вот иду я
вверх», «Лети, лети ,
лепесток», «А-О-У-И-Э»,
песни «Паровоз»,
«Колыбельная», «Антошка»

27

зала, группируясь и т. д.)
Интеграция видов
музыкальной деятельности

Учить детей придумывать
свои мелодии марша или
колыбельной; поддерживать
интерес в жанровых
музыкальных особенностях.

Сочинение марша и
колыбельной (без текста)

Декабрь-январь - февраль
Восприятие музыки

Основы певческой
вокальной культуры
Работа над вокально хоровыми навыками

Развивать у детей
эмоциональную
отзывчивость на песни
разного характера; учить
детей высказываться о
форме песни, о темповых и
динамических изменениях в
музыкальном
сопровождении, о характере
песни в целом, ее жанре
(песня- вальс)
Развивать вокальный вкус,
продолжать знакомство с
вокальными терминами и
понятиями.
Упражнять в чистом
пропевании терции сверху
вниз, учить чисто
интонировать поступенное и
скачкообразное движение
мелодии; закреплять умение
различать длинные и
короткие звуки.

Формировать
Музыкально- дидактические непринужденность
игры
звукообразования, легкость
и полетность речевого
голоса
Следить за правильной
Организация певческой
осанкой детей во время
деятельности
пения, свободно ощущать
работу голосового аппарата
Интеграция видов
музыкальной деятельности

Развивать театральноигровое творчество

« Как под наши ворота»
(р.н.п), «Вальс» муз.
Тиличеевой, «Горошина»
муз. Карасевой

Видеоматериалы,
иллюстрации, презентации,
Дыхательная гимнастика
«Пчела», « Пушинки».
Упражнения дикционные,
скороговорки,
чистоговорки.
Песни «К нам приходит
Новый год» муз. Еремеевой,
«Зимушка - зима», « Ты не
бойся, мама» муз.
Протасова
Игры «Песня - игра»,
«Узнай песню»,
«Музыкальный магазин»,
«Музыкальные этюды»,
«Театр песни».
Песни «К нам приходит
Новый год» муз. Еремеевой,
«Зимушка -зима». Песня
«Петь приятно и
удобно»муз. Абелян
«Играя, мы познаем и
творим», «Веселые
подружки», «Снежинки», «
Две ладошки у меня».

Март -апрель -май
Восприятие музыки

Подводить детей к умению

Песни «Если мама рядом»,
28

самостоятельно определять
характер песни, развивать
восприимчивость к веселым
жизнерадостным и
лирическим нежным песням;
продолжать учить детей
самостоятельно оценивать
себя и остальных.
Расширять музыкальный
Основы певческой
кругозор. Учить различать
вокальной культуры
долгие и короткие звуки;
продолжать упражнять в
удерживании интонации на
одном звуке; закреплять
навык чистого
интонирования мелодии
вверх и вниз.
Совершенствовать
Работа над вокально внутренний слух,
хоровыми навыками
ладотональное чувство,
продолжать учить петь
выразительно, меняя
темповые и динамические
оттенки; закреплять навык
естественного
звукообразования.
Формировать навыки
Музыкально- дидактические правильного певческого
игры
дыхания, развивать
тембровый слух, развивать
навыки ансамблевого пения.

«Как красив и хорош», муз.
Некрасовой , «Кашалотик»
муз. Р. Паулса, «До
свидания, детский сад!»

Развивать творческую
активность каждого ребенка
в процессе коллективной
деятельности и
индивидуальной.
Побуждать играть
простейшие мелодии на
металлофоне по одному и в
группах.

Солисты в песнях, прием
«соревнование», «концерт»

Организация певческой
деятельности

Интеграция видов
музыкальной деятельности

Упражнения «Скачем по
лестнице», «Бубенчики»,
дыхательные гимнастики,
Артикуляционные
упражнения.

Песни «Если рядом мама»,
«Вот какие наши
бабушки!», «Пришла
весна», « Зеленый цвет у
наших трав не кошеных»

«Волшебный мешочек»,
«Музыкальные палочки»,
«Тихо-тихо мы сидим»
Игры на дыхание «Мой
цветок», «Кто дольше?»

Марш « Чтоб расти и
закаляться», песня « Пусть
бегут неуклюже»

Формами подведения итогов реализации программы являются отчетные концерты,
открытые занятия для родителей, участие в мероприятиях МАДОУ, конкурсах различного
уровня.

29


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».