_7. Программа допобразования Школа мяча

Содержание
Аннотация к дополнительной общеразвивающей программе «Школа мяча»
I. Целевой раздел дополнительной программы
Пояснительная записка
1.1
Цели, задачи и реализации дополнительной программы
1.1.1
Принципы и подходы реализации дополнительной
1.1.2
программы
Значимые характеристики для разработки и реализации
1.1.3
дополнительной программы
Планируемые результаты освоения программы
1.2

С.3

Технология педагогической диагностики (мониторинга)
индивидуального развития детей
II. Содержательный раздел дополнительной программы
Описание образовательной деятельности
2.1

С.8

Описание вариативных форм, способов, методов и средств
реализации программы
Характеристика взаимодействия с семьями детей в
2.3
реализации задач программы
III. Организационный раздел дополнительной программы
Психолого-педагогические условия, обеспечивающие
3.1
развитие ребенка
Описание материально-технического обеспечения
3.2
программы
Описание обеспечения методическими материалами и
3.3
средствами обучения и воспитания по реализации программы
Особенности организации развивающей предметно3.4
пространственной среды для реализации программы
Учебно-тематическое планирование программы
3.5
Приложение 1

С.10

1.3

2.2

2

С.4
С.5
С.5
С.7
С.8

С.8
С.10

С.11
С.10
С.11
С.14
С.15
С.15
С.16
С.25

Аннотация
Для развития организма ребенка – дошкольника и его разнообразной двигательной
деятельности большую ценность представляют основные движения. Важное место в
системе физического воспитания детей дошкольного возраста занимают действия с
мячом, которые развивают крупные и мелкие мышцы, увеличивают подвижность в
суставах пальцев и костей, усиливают кровообращение, а также развивают такие
физические качества, как быстрота, выносливость, ловкость, равновесие и гибкость.
С этой целью в детском саду организована спортивная секция «Школа мяча», которая
предусматривает разнообразную деятельность с мячом в соответствии с интересами и
потребностями детей дошкольного возраста, с учетом способностей и состояния здоровья
детей.
Программа спортивной секции ориентирована на детей старшего дошкольного
возраста и рассчитана на 2 года обучения.
Программа составлена с учетом требований, определенных нормативными
документами.
Подчеркивая новизну содержания данной программы, нужно отметить следующее:
 опору на дидактические принципы классической и современной дидактики (ФГОС
ДОО);
 методологическую обоснованность концептуальных идей программы в контексте
современных педагогических исследований;
 соответствие структуры программы ФГОС (целевой, содержательный и
организационный раздел, тематическое планирование образовательной деятельности и др.).
Актуальность программы в настоящее время очевидна: в двигательной деятельности
наиболее комфортно и привлекательно для детей происходит целостное развитие личности
ребенка, укрепление его психического и физического здоровья, раскрытие личностного
потенциала и приобщение к здоровому образу жизни.

3

I. Целевой раздел дополнительной программы
1.1 Пояснительная записка
«Здоровый, физически развитый человек самое драгоценное произведение природы»
Т. Харлейль
Сегодня на смену увлекательным коллективным играм пришли компьютерные
игры. Приоритетным становится интеллектуальное, эстетическое развитие ребёнка. Не
отрицая их значимости, надо признать, что у ребёнка остаётся всё меньше времени для
подвижных игр, прогулок, общения со сверстниками. Нарушение баланса между игрой и
другими видами детской деятельности негативно сказывается как на состоянии здоровья,
так и на уровне развития двигательных способностей дошкольников.
Значительное место в развитии дошкольников занимают игры с мячом. Они
развивают координацию движений, укрепляют мышцы плечевого пояса, развивают и
укрепляют мелкие мышцы рук, способствуют развитию глазомера и меткости. В играх с
мячом развиваются физические качества ребёнка – быстрота, прыгучесть, ловкость. Такие
игры благотворно влияют и на работоспособность дошкольников. Игры с мячами
различного веса и объёма увеличивают подвижность суставов пальцев и кистей рук; при
ловле и бросании мяча ребёнок действует обеими руками – это способствует
гармоничному развитию центральной нервной системы.
Систематические игры и упражнения с мячом активно влияют на
совершенствование основных свойств нервной системы: силы, подвижности,
уравновешенности, выдержки. Особенно большое значение придаётся возникновению
положительных эмоций, поскольку они – самые действенные, полезные.
Совместное выполнение движений (трое, четверо, в парах) – прекрасная школа
приобщения ребёнка к коллективу, к деятельности «вместе». Если ребёнок замкнут, плохо
вступает в контакт, не умеет дружить с другими детьми, ему очень полезно играть с
мячом. В играх, которые проводятся в парах, в команде, он учится слаженно работать с
партнёрами.
Особое место занимают игры соревнования, эстафеты с мячом, которые
развивают чувство ответственности, умение выигрывать и достойно проигрывать. Ведь не
только положительные, но и отрицательные эмоции побуждают к выполнению точных,
слаженных действий.
Игры с мячом активизируют не только двигательную, психическую деятельность
детей, но и умственную (способствуют быстрому восстановлению умственной
работоспособности). Упражнения с мячом способствуют развитию сенсорики, движений
кистей, пальцев рук, что активизирует кору головного мозга в целом и речевые центры в
частности.
Мяч по популярности занимает первое место в царстве детской игры. Он, как магнит,
притягивает к себе детей.
Исходя из выше сказанного, была составлена рабочая программа для детей
старшего дошкольного возраста «Школа мяча» по обучению правильного владения мячом,
развития важных качеств и жизненно необходимых навыков. Данная программа написана
4

на основании программы «Физическая культура дошкольникам» Л.И. Пензулаевой.
Методологический базис программы – это, безусловно, квинтэссенция научных идей
классической и современной психологии и педагогики (от Я. А. Каменского, К.Д.
Ушинского до теорий Л.С. Выготского, А.В. Запорожца и др.).
Разработка рабочей программы обусловлена нормативно-правовой базой:
- приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013г.
№ 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта
дошкольного образования»;
- Конвенцией ООН о правах ребёнка;
- законом «Об образовании в Российской Федерации»;
- Приказом МО РФ и МЗ РФ, Государственного комитета РФ по физической культуре и
спорту, РАО № 2715/227/166/19 от 16.07.2002г. «О совершенствовании процесса
физического воспитания в образовательных учреждениях РФ»;
а также социальным заказом родителей и желанием самих детей.
В решении поставленной задачи педагогу важно видеть зону ближайшего развития
детей, важно понимать, как важно взрослому на первых порах быть рядом, чтобы
поддержать, показать пример, помочь проанализировать полученный жизненный опыт.
Данная программа направлена на создание благоприятных условий для развития детей,
его положительной социализации, успешного сотрудничества взрослых и детей.
1.1.1. Цели, задачи и принципы реализации программы
Занятия спортивными играми и упражнениями направлены преж де всего на
укрепление здоровья, улучшение общей физической подготовленности детей,
удовлетворение их биологической потребности в движениях.
Основной упор в данной программе сделан на ознакомление, закрепление и
совершенствование упражнений со всеми доступными видами мячей.
Основной целью программы является ознакомление детей со спортивными играми,
закладывание основ техники игр. Однако, обучая и упражняя детей, происходит знакомство
с различными видами спорта, историей их возникновения. В процессе этой работы
формируется интерес, желание заниматься спортом, прививаются навыки здорового образа
жизни.
Задачи программы:
1.Воспитывать интерес к занятиям физическими упражнениями;
2.Способствовать обогащению и углублению знаний о спортивных играх,
екатеринбургских спортивных клубах, а также о спортсменах.
3.Расширять у детей двигательный опыт.
4.Способствовать развитию и совершенствованию функциональных систем организма,
двигательных навыков и качеств, психических процессов, рефлексии, эмпатии и качеств
личности.
1.1.2 Принципы и подходы реализации дополнительного образования
Одной из главных задач, которую ставит Программа, является забота о сохранении и
укреплении здоровья детей, формирование у них элементарных представлений о здоровом
образе жизни, воспитание полезных привычек, в том числе привычки потребности в
двигательной активности.
Особое внимание в Программе уделяется воспитанию у дошкольников таких качеств,
как:
5

патриотизм;
активная жизненная позиция;
познавательная активность.
Для достижения целей Программы первостепенное значение имеют:
• забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем
развитии каждого ребенка;
• максимальное использование разнообразных видов деятельности, их интеграция в
целях повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса;
• творческая организация (креативность) воспитательно-образовательного процесса;
• вариативность использования образовательного материала;
• единство подходов к воспитанию детей в условиях дошкольного образовательного
учреждения и семьи;
В Программе на первый план выдвигается развивающая функция образования,
обеспечивающая становление личности ребенка и ориентирующая педагога на его
индивидуальные особенности, что соответствует современной научной «Концепции
дошкольного воспитания» (авторы В. В. Давыдов, В. А. Петровский и др.) о признании
самоценности дошкольного периода детства.
Программа построена на позициях гуманно-личностного отношения к ребенку и
направлена на его всестороннее развитие, формирование духовных и общечеловеческих
ценностей, а также способностей и интегративных качеств.
Особая роль в Программе уделяется игровой деятельности как ведущей в дошкольном
детстве (А. Н. Леонтьев, А. В. Запорожец, Д. Б. Эль- конин и др.).
Программа основывается на важнейшем дидактическом принципе —развивающем
обучении и на научном положении Л. С. Выготского о том, что правильно организованное
обучение «ведет» за собой развитие. Воспитание и психическое развитие не могут
выступать как два обособленных, независимых друг от друга процесса, но при этом
«воспитание служит необходимой и всеобщей формой развития ребенка» (В. В. Давыдов).
Таким образом, развитие в рамках Программы выступает как важнейший результат
успешности воспитания и образования детей.
Программа строится на принципе культуросообразности. Реализация этого принципа
обеспечивает учет национальных ценностей и традиций в образовании, восполняет
недостатки духовно-нравственного и эмоционального воспитания. Образование
рассматривается как процесс приобщения ребенка к основным компонентам человеческой
культуры (знание, мораль, искусство, труд).
Программа:
• соответствует принципу развивающего образования, целью которого является
развитие ребенка;
• сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости
(содержание Программы соответствует основным положениям возрастной психологии и
дошкольной педагогики и, как показывает опыт, может быть успешно реализована в
массовой практике дошкольного образования);
• соответствует критериям полноты, необходимости и достаточности (позволяя
решать поставленные цели и задачи при использовании разумного «минимума» материала);
• обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач
процесса образования детей дошкольного возраста, в ходе реализации которых
•
•
•

6

формируются такие качества, которые являются ключевыми в развитии дошкольников;
• строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии
с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями
образовательных областей;
• основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного
процесса;
• предусматривает решение программных образовательных задач в совместной
деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности дошкольников не только
в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных
моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;
• предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту
формах работы с детьми. Основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом их
деятельности является игра;
• допускает варьирование образовательного процесса в зависимости от региональных
особенностей;
• строится с учетом соблюдения преемственности между всеми возрастными
дошкольными группами и между детским садом и начальной школой.
1.1.3 Значимые характеристики для разработки и реализации
дополнительной программы
В разработке Программы учитывается характеристика возрастных особенностей детей
старшего дошкольного возраста необходимая для правильной организации
образовательного процесса, как в условиях семьи, так и в условиях МАОУ.
Возрастной период от 5 – 7 лет называют периодом «первого вытяжения»; за один год
ребёнок может вырасти до 7 – 10 см., на протяжении шестого года жизни средняя
прибавка массы тела в месяц – 200 г, а роста – 0,5 см. Развитие опорно-двигательной
системы (скелет, суставно-связочный аппарат, мускулатура) ребёнка к пяти – шести годам
ещё не завершено. В этом возрасте у ребёнка хорошо развиты крупные мышцы туловища
и конечностей, но по-прежнему слабы мелкие мышцы, особенно кистей рук. Поэтому дети
относительно легко усваивают упражнения в ходьбе, беге, прыжках, метании. В возрасте
5-7 лет улучшается координация движений. Дети способны выполнять упражнения более
правильно и осознанно. Они уже способны дифференцировать свои мышечные усилия,
появляется доступность в умении выполнять упражнения с различной амплитудой
переходить от медленных к более быстрым движениям по заданию взрослого или
требуемой ситуацией.
В этом возрасте совершенствуются основные процессы ЦНС: возбуждение и особенно
торможение, и несколько легче формируются все виды условного торможения.
Интенсивно формируется сердечно – сосудистая система. Средняя частота пульса к 6-7
годам составляет 92-95 ударов в минуту. Размеры и строение дыхательных путей
дошкольника отличаются от таковых от взрослого. Жизненная ёмкость лёгких невелика,
поэтому он дышит чаще, в среднем 25 раз в минуту. Исследования по определению общей
выносливости детей (на примере беговых и прыжковых упражнений) показали, что
резервные возможности сердечно – сосудистой и дыхательной систем у детей этого
возраста достаточно высокие.

7

Одной из главных характеристик программы является забота о сохранении и
укреплении здоровья детей, формирование у них элементарных представлений о здоровом
образе жизни, воспитание полезных привычек, в том числе привычки к здоровому питанию,
потребности в двигательной активности.
Направленность на учет индивидуальных особенностей ребенка.
Программа направлена на обеспечение эмоционального благополучия каждого
ребенка, что достигается за счет учета индивидуальных особенностей детей как в вопросах
организации жизнедеятельности (приближение режима дня к индивидуальным
особенностям ребенка и пр.), так и в формах и способах взаимодействия с ребенком
(проявление уважения к его индивидуальности, чуткости к его эмоциональным состояниям,
поддержка его чувства собственного достоинства и т.д.).
1.2 Планируемые результаты освоения программы
Ребёнок выполняет правильно все виды основных движений (ходьба, бег, прыжки,
метание).
Ребёнок умеет перебрасывать мяч друг другу снизу, из-за головы (расстояние 3-4 м), из
положения сидя ноги скрёстно, через сетку. Ребёнок может бросать мяч вверх, о пол, ловить
его двумя руками (не менее 20 раз), одной рукой (не менее 10 раз), с хлопками, с
поворотами. Ребёнок легко отбивает мяч правой и левой рукой поочередно на месте и в
движении, перебрасывает набивные мячи.
Ребёнок владеет метанием на дальность (6-12 м) левой и правой рукой; метанием в цель из
разных положений (стоя, стоя на коленях, сидя); метанием в горизонтальную и
вертикальную цель (с расстояния 4-5 м); метанием в движущуюся цель.
Ребёнок освоил элементы спортивных игр:
Баскетбол
-умеет передавать мяч друг другу (двумя руками от груди, одной рукой от плеча)
-умеет перебрасывать мяч друг другу двумя руками от груди в движении
-умеет ловить летящий мяч на разной высоте (на уровне груди, над головой, сбоку, снизу,
у пола и т.п.) и с разных сторон
-умеет забрасывать мяч в корзину двумя руками из-за головы, от плеча
-умеет вести мяч одной рукой, передавая его из одной руки в другую, передвигаясь по
сигналу
Волейбол
-умеет выполнять отбивание мяча после подачи соперника через сетку
-умеет производить подачу надувного мяча одной рукой снизу, сверху
-выполняет простейшие правила игры.
Футбол
-умеет передавать мяч друг другу, отбивая его правой и левой ногой, стоя на месте
-умеет вести мяч змейкой между расставленными предметами, попадать в предметы,
забивать мяч в ворота
Пионербол
-умеет производить подачу из-за лицевой линии
-умеет выполнять бросок через сетку из разных частей площадки
-способен выполнять игровые действия в команде
-правильно реагирует на свисток и жесты судьи.
1.3. Технология педагогической диагностики (мониторинга) индивидуального
развития детей
Наиболее эффективной формой обучения дошкольников спор тивным играм и
упражнениям являются организованные занятия.
8

Занятия по физической культуре проводятся в форме спортивной секции «Школа мяча»
1-2 раза в неделю. Всего 56 занятий в год. Диагностика проводится 2 раза в год (сентябрь,
май).
Метод диагностики: тестовые задания на выявление уровня владения мячом.
Критерии оценки выполнения:
3 балла – правильное выполнение движений, навык сформирован и автоматизирован;
2 балла – неправильное выполнение после третьего движения, есть отдельные
изолированные движения, но навык не автоматизирован;
1 балл – ребёнок не может выполнить задание уже на втором движении;
0 баллов – отказ от выполнения движения.

Диагностика по определению уровня усвоения программы
(первый год обучения).

Высокий уровень – от 22 до 27 баллов.
Средний уровень – от 13 до 21 балла.
Низкий уровень – от 0 до 12 баллов.
Диагностика по определению уровня усвоения программы
(второй год обучения).

9

Высокий уровень – от 24 до 30 баллов.
Средний уровень – от 14 до 23 баллов.
Низкий уровень – от 0 до 13 баллов.
II Содержательный раздел дополнительной программы
2.1. Описание образовательной деятельности
Для полноценного физического развития детей в создана развивающая двигательная
среда в соответствии с реализуемыми программами обучения и воспитания дошкольников.
Оборудование спортивного зала и спортивной площадки дошкольного учреждения
является безопасным, здоровьесберегающим, эстетически привлекательным и развивающим.
Развивающая предметно-пространственная среда насыщенна, пригодна для совместной
деятельности взрослого и ребенка, и самостоятельной деятельности детей, отвечающей
потребностям детского возраста.
Развивающая предметно-пространственная среда выступает как динамичное
пространство, подвижное и легко изменяемое.
Двигательная среда ДОУ оборудована в соответствии с требованиями Федерального
государственного образовательного стандарта (ФГОС).
Создавая развивающую среду группы, соблюдаю основные принципы:
принцип целесообразности, рациональности и насыщенности;
принцип доступности и открытости;
принцип трансформирования;
принцип соответствия развивающей среды возрасту детей;
принцип вариативности;
принцип полифункциональности.
2.2 Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации
программы
Развитие ребенка в образовательном процессе детского сада осуществляется целостно
в процессе всей его жизнедеятельности. В тоже время, освоение любого вида деятельности
требует обучения общим и специальным умениям, необходимым для её осуществления.
Основной единицей образовательного процесса выступает непосредственно
образовательная деятельность, форма совместной деятельности педагога и детей, которая
планируется и целенаправленно организуется педагогом с целью решения определенных
задач развития, воспитания и обучения. Непосредственно образовательная деятельность
протекает в конкретный временной период. В процессе НОД педагог создает
разнообразные ситуации, побуждающие детей применять свои знания и умения, активно
искать новые пути решения возникшей в ситуации задачи, проявлять эмоциональную
отзывчивость и творчество. Организованные педагогом ситуации ставят детей перед
необходимостью понять, принять и разрешить поставленную задачу. Активно
используются игровые приемы, разнообразные виды наглядности. Назначение
образовательных ситуаций состоит в систематизации, углублении, обобщении личного
10

двигательного опыта детей: в освоении новых, более эффективных способов деятельности;
в осознании связей и зависимостей, которые скрыты от детей в повседневной жизни и
требуют для их освоения специальных условий. Успешное и активное участие в
образовательных ситуациях подготавливает детей к будущему школьному обучению.
Педагог широко использует также ситуации выбора (практического и морального).
Предоставление дошкольникам реальных прав практического выбора средств, цели, задач
и условий своей деятельности создает почву для личного самовыражения и
самостоятельности.
2.3 Характеристика взаимодействия с семьями детей
в реализации задач программы
Основные задачи работы с родителями
• установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника;
• объединить усилия для развития и воспитания детей;
• создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной
взаимоподдержки;
• активизировать и обогащать воспитательные умения родителей;
• поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.
• активизировать семейные спортивные праздники
III раздел – организационный.
3.1. Психолого-педагогические условия, обеспечивающие развитие ребенка
Одной из главных задач, которую ставит Программа, является забота о сохранении и
укреплении здоровья детей, формирование у них элементарных представлений о здоровом
образе жизни, воспитание полезных привычек, в том числе привычки потребности в
двигательной активности. Поддерживать интерес к физической культуре и спорту,
отдельным достижениям в области спорта.
Подвижные игры. Учить детей использовать разнообразные подвижные игры (в том
числе игры с элементами соревнования), способствующие развитию психофизических
качеств (ловкость, сила, быстрота, выносливость, гибкость), координации движений,
умения ориентироваться в пространстве; самостоятельно организовывать знакомые
подвижные игры со сверстниками, справедливо оценивать свои результаты и результаты
товарищей.
Учить придумывать варианты игр, комбинировать движения, проявляя творческие
способности.
Развивать интерес к спортивным играм и упражнениям (городки, волейбол, бадминтон,
баскетбол, настольный теннис, хоккей, футбол).
В образовательных программах, по которым работают многие ДОУ, действия с мячом
совершают дети даже раннего возраста. Действия с мячом занимают значительное место
среди других средств физического воспитания, усложняясь от группы к группе за счет
введения дополнительных заданий, а также новых способов их выполнения.
Во втором младшем дошкольном возрасте навыки катания мячей получают
первоначальное развитие. Разнообразнее и сложнее становятся упражнения в бросании и
ловле мяча. Дети должны иметь разносторонние навыки владения мячом. Они должны
11

уметь его ловко принимать, непринужденно держать, быстро и точно передавать в разных
направлениях. На занятиях и в самостоятельных играх совершенствуются навыки всех
способов катания, бросания и ловли. Значительно улучшается владение мячом. Ребенок
учится свободно его держать, передавать, бросать и ловить. Передавая мячи друг другу или
перебрасывая в разных положениях, дети действуют уверенно и ловко, что позволяет
включать эти виды движений в задания с элементами соревнования, в эстафеты.
Спортивные игры и упражнения способствуют совершенствованию деятельности основных
физиологических систем организма (нервной, сердечно-сосудистой, дыхательной),
улучшению физического развития, физической подготовленности детей, воспитанию
положительных морально-волевых качеств.
Очень ценно, что занятия спортивными играми и упражнениями способствуют
воспитанию у дошкольников положительных черт характера, создают благоприятные
условия для воспитания дружеских отношений в коллективе, взаимопомощи. Игры с мячом
развивают товарищеские взаимоотношения, основанные на сотрудничестве. Они требуют
выдержки, решительности, смелости. Дети учатся управлять своими движениями в
разнообразных условиях, в различных игровых ситуациях.
Игровая форма проведения занятия является основой методики обучения
спортивным играм и упражнениям. Занятие проходит как занимательная игра.
Секционные занятия строятся по классической традиционной схеме: вводная часть –
разминка, основная и заключительная. В водной части дети упражняются в ходьбе, беге и
прыжках. Например, ходьба в сочетании с ведением мяча ногой, ходьба с подбрасыванием
и ловлей мяча в разных положениях, боковой галоп с ведением мяча и без него, прыжки из
положения приседа и т.д.
В основной части происходит обучение, закрепление и совершенствование движений.
За счет вибрации при выполнении упражнений и амортизационной функции мяча
активизируются регенеративные процессы, улучшаются кровообращение и микродинамика
в межпозвоночных дисках, что способствует разгрузке позвоночного столба, мобилизации
различных его отделов, коррекции и профилактике лордозов и кифозов. Занятия, сидя на
мяче, сходны с верховой ездой, положительное влияние которой описано еще Гиппократом.
Покачивание в положении сидя на мяче нормализируют обменные процессы, благотворно
влияя на работу внутренних органов, улучшают отток лимфы и венозной крови, легочное
кровообращение, способствует откашливанию при заболевании легких, стимулируют
функцию коры надпочечников, улучшают перистальтику кишечника. Упражнения на мяче
тренируют вестибулярный аппарат, развивают координацию движений и функцию
равновесия, развивают гибкость, увеличивают подвижность и пластичность суставов,
укрепляют мышцы туловища, формируя правильную осанку.
Вместо традиционных основных видов движения в основной части занятия
используются подводящие упражнения, которые помогают детям овладеть основными
приемами техники спортивных игр.
В подводящие упражнения включаются движения, сходные по структуре с
главными элементами техники того действия, которым предстоит овладеть.
Например, при обучении броскам мяча в корзину в баскетболе первым упражнением
является обычная передача мяча, затем выполнение передачи с высокой траекто рией, далее — передача мяча через различные высокорасположенные препятствия
(сетка, веревка, планка) с попаданием в горизонтальную цель (щит баскетбольной
корзины) и, наконец, броски непосредственно в корзину. Как видим, все эти
упражнения включают бросок мяча, но условия его выполнения постепенно
усложняются. Если в качестве подводящего упражнения используется хорошо
освоенное ранее движение, то достаточно повторить его всего лишь несколько раз
непосредственно перед разучиванием нового двигательного действия.
12

Подводящими упражнениями могут служить:
1. Отдельные части изучаемого двигательного действия.
2. Имитация изучаемых двигательных действий.
3. Непосредственно изучаемое двигательное действие, которое выполняется в
облегченных условиях.
4. Само изучаемое двигательное действие, выполняемое в за медленном темпе.
При выполнении упражнения в замедленном темпе ребенку легче контролировать
свои движения, и он допускает меньше ошибок.
На занятии дети упражняются в 4 движениях. Это подводящие упражнения для
футбола, волейбола, баскетбола и, даже, для игры «вышибалы». Например, удар по
неподвижному мячу с 1,2,3 шагов; ведение мяча одной рукой и передача его в парах;
отбивание пляжного мяча пальцами или ладонями.
Подвижная игра проводится также с элементами спортивных игр. Например, могут
быть использованы такие игры, как: «Мяч через сетку», «Подвижная цель», «Перестрелка»,
«Задержи мяч», «Кого назвали, тот ловит мяч».
В заключительной части занятия дается теоретический материал по истории
возникновения, правил спортивных игр, дидактические игры («Опиши и назови игру»,
«Узнай игру по описанию», «Из какой игры мяч?», «Фотозагадки»), викторины на знание
игр, рассматриваем иллюстрации и фотографии с изображением игровых моментов. В
помощь себе сформированы папки с теоретическим и методическим материалом по
спортивным играм, в которых используется мяч.
Обучение спортивным играм и упражнениям протекает более успе шно при
реализации всех общедидактических принципов. Особенно важно обеспечить
доступность учебного материала и индивидуальный подход к детям, так как
спортивные упражнения и игры являются довольно сложными для дошкольников.
При подборе физических упражнений учитываются возрастные и индивидуальные
особенности, возможности ребенка и на их основе определяла посильные для него
задания.
Более сложные действия спортивных игр можно разучивать в специально
созданных условиях (вне игры). При этом внимание ребенка целесообразно
направлять на качество выполнения движения. В начале обучения спортивным играм
внимание ребенка должно быть направлено на качество выполнения каждого движения, а
не на достижение при помощи этого движения определенного результата. В дальнейшем
можно усложнять условия выполнения действий, подводить детей к более трудным
заданиям. Например, упражнения с элементами соревнования можно проводить в
следующей последовательности усложнения: в начале обучения соревнования про водятся на точность выполнения действий, затем — на скорость выполнения
движений сначала между отдельными детьми, а в дальнейшем между группами
детей. После этого возможно проводить упражнения с элементами соревнования,
которые требуют не только точно, но и быстро выполня ть движения. Это
обеспечивает преемственность и постепенность усложнения условий выполнения,
закрепление правильного навыка, помогает избежать однообразной, утом ляющей
детей дошкольного возраста работы над техникой.
Не менее важна индивидуализация процесса обучения спортивным
упражнениям и играм. Индивидуальный подход достигается при подборе методов
обучения и воспитания в зависимости от степени усвоения учебного материала
каждым ребенком, при учете реакции его организма на физическую нагрузку.
Содержание занятий строится с учетом физической подготовленности,
индивидуальной одаренности детей к определенному виду движений и их желаний.
Опыт и результаты диагностики показывали, что особенно удается метание мальчикам: их
движения более ловки, броски энергичны. Они бросают мячи дальше и лучше попадают в
цель, чем девочки.
13

Все задания и упражнения «Школы мяча» активно стимулируют проявление
разных физических качеств — ловкости, точности, быстроты, чувства ритма, силы,
выносливости
3.2. Описание материально-технического обеспечения Программы
Для реализации программы «Школа мяча» в детском саду имеется спортивный зал, с
нанесённой на полу разметкой. Оборудование соответствует требованиям программы.1.
Мячи:
-резиновые (малые, средние, большие) (по 12 шт.)
-малые пластмассовые (12 шт.)
-надувные (12 шт.)
-массажные резиновые (12 шт.)
-баскетбольные (3 шт.)
-волейбольные (2 шт.)
-футбольные (2шт.)
2. Воздушные шарики (12 шт.)
3. Фитболы (12 шт.)
4. Цветные клубки (12 шт.)
5. Мелкие предметы для развития кисти руки:
-мячики для пинг-понга
-пластмассовые массажные мячики
-попрыгунчики
-шнурки
-карандаши
-брусочки
-цилиндры
6. Баскетбольные корзины (2 шт.)
7. Напольные корзины (4 шт.)
8. Шнур для натягивания (2шт.)
9. Волейбольная сетка (1 шт.)
10. Футбольные ворота (2 шт.)
11. Обручи (10 шт.)
12. Кубики (20 шт.)
13. Кегли (20 шт.)
14. Гимнастические скамейки (2 шт.)
15. Мишени (2 шт.)
16. Коврики (15 шт.)
17.Свисток (2 шт.)

14

-магнитофон
-CD-диски (музыка для ходьбы, бега, ритмической гимнастики, релаксации)
-флеш-карта (презентации, видеоролики, мультфильмы)
-экран
-проектор
-ноутбук

3.3. Описание обеспечения методическими материалами и средствами обучения и
воспитания по реализации программы
1. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «Детство»,
авторы Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, 3. А. Михайлова и др. СПб: ООО
«ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014г,
2. Образовательная область «Физическое развитие». Как работать по программе
«Детство»: Учебно-методическое пособие / Т.С. Грядкина. Н. ред.: А.Г.
Гогоберидзе. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2017. – 144 с.
3. Вавилова Е.Н. Развитие основных движений детей 3-7 лет. Система работы. М.:
Скрипторий 2003, 2008.
4. Глазырина Л.Д. Физическая культура в подготовительной группе детского сада.
М.: Владос, 2005.
5. Глазырина Л.Д. Физическая культура – дошкольникам. М.: Владос, 2004.
6. Глазырина Л.Д. Физическая культура в средней группе детского сада. М.: Владос,
2005.
7. Желобкович Е.Ф.Физкультурные занятия в детском саду. Средняя группа. М.:
Скрипторий 2003, 2010.
8. Маханева М.Д. С физкультурой дружить – здоровым быть. М.: ТЦ «Сфера», 2009.
9. 15. Пензулаева Л.И. Подвижные игры и игровые упражнения для детей 5-7-лет. М.:
Владос, 2002.
3.4 Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды
для реализации программы.
В соответствии с ФГОС ДО и образовательной программой дошкольного образования
развивающая предметно-пространственная среда создается педагогами для развития
индивидуальности каждого ребенка с учетом его возможностей, уровня активности и
интересов. Для выполнения этой задачи развивающая среда должна быть:
- содержательно-насыщенной – включать средства обучения (в том числе
технические),соответствующие материалы (в том числе расходные), инвентарь, игровое,
спортивное и оздоровительное оборудование, которые позволяют обеспечить игровую,
познавательную, исследовательскую и творческую активность всех категорий детей,
экспериментирование с материалами, доступными детям; двигательную активность, в том
числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;
эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным
окружением; возможность самовыражения детей. Для детей младенческого и раннего
возраста образовательное пространство должно предоставлять необходимые и
15

достаточные возможности для движения, предметной и игровой деятельности с разными
материалами;
- трансформируемой – обеспечивать возможность изменений развивающей предметнопространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе
меняющихся интересов и возможностей детей;
- полифункциональной – обеспечивать возможность разнообразного использования
составляющих развивающей предметно-пространственной среды (например, детской
мебели, матов, мягких модулей, ширм, в том числе природных материалов) в разных видах
детской активности;
-вариативной- наличие различных
пространств
(для игры,
уединения,
конструирования), периодичная сменяемость игрового материала, появление новых
предметов, обеспечивающих свободный выбор детей и стимулирующих разные виды
детской деятельности.
- доступной – обеспечивать свободный доступ воспитанников (в том числе детей с
ограниченными возможностями здоровья) к играм, игрушкам, материалам, пособиям,
обеспечивающим все основные виды детской активности; исправность и сохранность
материалов и оборудования;
- безопасной – все элементы развивающей предметно-пространственной среды должны
соответствовать требованиям по обеспечению надёжности и безопасности их
использования, такими как СанПиН и Правила пожарной безопасности.
Определяя наполняемость развивающей предметно-пространственной среды, следует
помнить о концептуальной целостности образовательного процесса.
Также при организации развивающей предметно-пространственной среды взрослым
участникам образовательного процесса следует соблюдать принцип стабильности и
динамичности окружающих ребенка предметов в сбалансированном сочетании
традиционных (привычных) и инновационных (неординарных) элементов, что позволит
сделать образовательный процесс более интересным, формы работы с детьми более
вариативными, повысить результативность дошкольного образования и способствовать
формированию у детей новых компетенций, отвечающих современным требованиям.
В то же время, следует помнить о том, что пособия, игры и игрушки, предлагаемые
детям, не должны быть архаичными, их назначение должно нести информацию о
современном мире и стимулировать поисково-исследовательскую детскую деятельность.
При наполнении развивающей среды крайне важно определить педагогическую
ценность игрушек и игрового оборудования. В этом педагогу поможет письмо
Минобразования России от 17 мая 1995 года № 61/19-12 «О психолого-педагогических
требованиях к играм и игрушкам в современных условиях».
Общие принципы отбора игровой продукции для детей-дошкольников.
1.Принцип безопасности (отсутствия рисков) игровой продукции для ребенка:
 физические риски
 психологические риски
 нравственные риски
2. Принцип развития, с учетом зоны ближайшего развития ребенка.
3. Принцип соответствия
 возрастным (половозрастным) особенностям ребенка
 индивидуальным особенностям
16

специальным особенностям ребенка.
Для обеспечения ребенку свободного выбора предметов и оборудования развивающей
среды, возможности действовать индивидуально или со сверстниками, при формировании
развивающей предметно-пространственной среды необходимо уделять внимание ее
информативности, предусматривающей разнообразие тематики материалов и
оборудования.


3.5. Учебно-тематическое планирование программы
Первый год обучения
СЕНТЯБРЬ
Задачи

Занятие 1-2

Занятие 3-4
Ходьба с заданием для рук,
подскоки и прыжки на
двух ногах с
продвижением вперёд.
Ходьба.

МОНИТОРИНГ
Ходьба на носках, на пятках, с высоким
подниманием колен. Бег. Подскоки и
прыжки на двух ногах с продвижением
вперёд. Ходьба.
1.Познакомить детей с различными
видами мячей, с
историей возникновения мяча.
2.Учить сочетать замах с броском при
метании.
3.Развивать глазомер, точность
движения.
4. Соблюдать правила игры с мячом.
5. Выявить исходные данные
психомоторного развития ребёнка.

ОРУ с массажным мячом.
Упр-е для кистей рук с попрыгунчиком.
П/И «Брось – догони».
П/И «Подбрось – поймай».
Дых. упр-е
«Носик балуется».
Презентация
«Мячик, мячик, ты откуда?»

ОРУ с большим мячом.
Упр-е для кистей рук с
мячиком для пинг-понга.
ОВД
1.Катание мяча «змейкой»
между предметами.
2.Бросание малого мяча
вверх и ловля его одной
рукой.
П/И «Попади в цель».
П/И «Шмель».
Дых. упр-я
«Смешинка»
«Шарик лопнул».
Релаксация
«Пляж» (3)
«Волшебный сон» (4).

ОКТЯБРЬ
Задачи

Занятие 1-2

Занятие 3-4

Ходьба приставным шагом
боком, прямо. Бег «покажи
пятки». Ходьба.

Ритмическая гимнастика
«Весёлая клоунада».

ОРУ с надувным мячом.
1.Учить отбивать мяч о пол двумя руками, стоя ОРУ с малым резиновым
Упр-е для кистей рук с
на месте; прокатывать с горки; подбрасывать и
мячом.
пластмассовым массажным
ловить с хлопком в ладоши.
Упр-е для кистей рук с
мячиком.
2.Учить сохранению правильной осанки при
брусочком.
ОВД
выполнении упражнений.
ОВД
1.Подбрасывание мяча
3.Побуждать к проявлению настойчивости при
1.Отбивание мяча о пол двумя вверх и ловля его с
достижении конечного результата, стремлению к руками, стоя на месте.
хлопком.
качественному выполнению движения.
2.Прокатывание мяча с горки. 2.Самостоятельные игры с

17

П/И «Мяч сквозь обруч».
П/И «Ловишки с мячом».
Дых. упр-я
«Подуй на листик»
«Летят мячи».
Релаксация
«Змейки греются на
солнышке» (1)
«Опавшие листики» (2).

мячами.
П/И «Мяч среднему».
П/И «Быстрый мячик».
Дых. упр-я
«Ветер и листья»
«Ёжик».
Релаксация
«Ковёр – самолёт» (3)
Просмотр мультфильма
«Топчумба» (4).

НОЯБРЬ
Задачи

Занятие 1-2

Занятие 3-4
Ритмическая гимнастика
«Антошка».

Ходьба семенящим шагом,
широким шагом, с поворотом
кругом. Подскоки, боковой галоп.
Ходьба.

1.Учить бросать и ловить мяч друг другу
из положения сидя; забрасывать мяч в
баскетбольную корзину, принимая
правильную стойку.
2.Познакомить со спортивными играми с
мячом.
3.Воспитывать желание заниматься в
команде.

ОРУ с малым пластмассовым
мячом.
Упр-е для кистей рук со шнурком.
ОВД
1.Бросание и ловля мяча друг
другу из положения сидя.
2.Забрасывание мяча в
баскетбольную корзину.
П/И «Ловкая пара».
П/И «Мяч вдогонку».
Дых. упр-я
«Каша кипит»
«Дует ветер».
Релаксация
«Аромапалочка» (1)
«Каждый спит» (2).

ОРУ с фитболом.
Упр-е для кистей рук с
карандашом.
ОВД
1.Бросание мяча вверх и ловля
его двумя руками (10 раз
подряд).
2.Прокатывание мяча по полу
между предметами «змейкой»,
до ориентира, вокруг
ориентиров.
П/И «Мяч в кругу».
П/И «Догони мяч».
Дых. упр-я
«Лесной воздух»
«Маятник».
Релаксация
«Тёплая ванна» (3)
Презентация
«Виды спорта с мячом» (4).

ДЕКАБРЬ
Задачи

Занятие 1-2

Занятие 3-4

Ходьба с заданием для
рук, ходьба «пингвин».
Бег «лошадки». Ходьба.

Ритмическая гимнастика
«Барби».

ОРУ со средним мячом.
1.Учить детей бросать мяч вверх и ловить его с
Упр-е для кистей рук с
поворотом кругом; бросать мяч друг другу с хлопком; попрыгунчиком.
отбивать мяч двумя руками, шагая в прямом
ОВД
направлении и сохраняя равновесие; метать малый
1.Бросание мяча вверх и
мяч в верт. цель.
ловля его с поворотом
2.Учить соблюдать правила игры.
кругом.
3.Воспитывать внимательность и заботу друг к другу. 2.Бросание мяча друг

18

ОРУ с воздушным шаром.
Упр-е для кистей рук с
брусочком.
ОВД
1.Отбивание мяча о пол
двумя руками, продвигаясь
вперёд шагом в прямом
направлении ( R-5м).
2.Метание малого мяча в

другу с хлопком.
П/И «Закати мяч в обруч».
П/И «Передай мяч».
Дых. упр-я
«На турнике»
«Подуй на снежинку».

верт. цель (h-2 м).
П/И «Не упусти шарик».
П/И «Мяч об пол».
Дых. упр-я
«Хлопушка»
«Молодцы».

Релаксация
«Звери спят, птицы
спят»(1)
«Колыбельная» (2).

Релаксация
«Фея сна» (3)
Просмотр мультфильма
«Дедушка и внучек» (4).

ЯНВАРЬ
Задачи

Занятие 1-2

Ходьба в парах, с высоким
подниманием колен.
Медленный бег. Ходьба.

1.Учить бросать мяч друг другу и при ловле делать
поворот; метать мячи разного веса правой левой рукой;
отбивать мяч о стенку разными способами; метать мяч
в горизонт. цель.
2.Развивать физические качества (настойчивость,
решительность, целеустремлённость).

Занятие 3-4
Ритмическая гимнастика
«Буратино».

ОРУ с малым резиновым
мячом.
ОРУ с цветным клубком.
Упр-е для кистей рук с
Упр-е для кистей рук с
цилиндром.
пластмассовым массажным ОВД
мячиком.
1.Отбивание мяча о
ОВД
стенку с хлопком, с
1.Бросание мяча друг другу поворотом, отскоком от
и ловля его с поворотом
пола.
кругом.
2.Забрасывание малого
2.Метание вдаль мячей
мяча в напольную
разного веса и размера
корзину.
правой и левой рукой.
П/И «Подвижная
П/И «Кати в цель».
мишень».
П/И «Ловкая пара».
П/И «Быстрый мячик».
Дых. упр-я
Дых. упр-я
«Дровосек»
«Вырасти большой»
«Ах!».
«Стёклышко».
Релаксация
«Снежинки» (1)
«В царстве Снежной
Королевы» (2).

Релаксация
«Сказочный сон» (3)
Просмотр мультфильма
«Неженка» (4).

ФЕВРАЛЬ
Задачи

Занятие 1-2

1.Учить бросать мяч друг другу и ловить его в
движении; с отскоком от пола; прокатывать мяч
правой и левой ногой, сохраняя равновесие.
2.Развивать глазомер.
3.Воспитывать желание радоваться успехам и
сопереживать неудачам товарищей.

Ходьба «змейкой» поперёк зала, Ритмическая гимнастика
на корточках. Бег «верёвочка». «Cocolate».
Ходьба.
ОРУ со средним мячом.
ОРУ с малым пластмассовым
Упр-е для кистей рук с
мячом.
карандашом.
Упр-е для кистей рук со
ОВД
шнурком.
1.Бросание мяча друг
ОВД
другу и ловля его с
1.Бросание мяча друг другу и
отскоком от пола.

19

Занятие 3-4

ловля его в движении.
2.Прокатывание мяча правой и
левой ногой между предметами.
П/И «Попади в ворота».
П/И «Мяч по дорожке».
Дых. упр-я
«Мыльные пузыри»
«Апчхи!».

2.Метание мяча в
горизонт. цель.
П/И «Мяч в корзину».
П/И «Ловишки с
мячом».
Дых. упр-я
«Гармошка»
«Партизаны».

Релаксация
«Спящий котёнок» (1)
«Звёздочки на небе» (2).

Релаксация
«Сосульки тают» (3)
Просмотр мультфильма
«Упрямый ослик» (4).

МАРТ
Задачи

Занятие 1-2

Занятие 3-4
Ритмическая гимнастика
«Знаменитое кантри».

Ходьба на носках, пятках. Бег с
высоким подниманием колен
«лошадки». Ходьба.

1.Учить отбивать мяч одной рукой;
прокатывать его ногой между предметами;
перебрасывать друг другу через шнур.
2. Развивать физические качества (быстроту,
силу, ловкость).
3.Поддерживать интерес к различным видам
спорта.

ОРУ с фитболом.
Упр-е для кистей рук с брусочком.
ОВД
1.Отбивание мяча одной рукой
(правой и левой), продвигаясь
вперёд.
2.Прокатывание мяча правой и
левой ногой между предметами.
П/И «Догони мяч».
П/И «Ловкая пара».
Дых. упр-я
«Обед»
«Насос».
Релаксация
«Подводный мир» (1)
«У лесного ручья» (2).

ОРУ с воздушным
шаром.
Упр-е для кистей рук с
цилиндром.
ОВД
1.Забрасывание мяча в
баскетбольную корзину.
2.Перебрасывание мяча
друг дугу через шнур.
П/И «Мяч навстречу
мячу».
П/И «Успей поймать».
Дых. упр-я
«Художники»
«Дятел».
Релаксация
«Аромапалочка» (3)
Просмотр мультфильма
«С бору по сосенке» (4).

АПРЕЛЬ
Задачи

1.Учить элементам спортивных игр с
мячом.
2.Развивать мелкую моторику рук.
3.Воспитывать положительные качества
личности (инициативность,
самостоятельность, активность).

Занятие 1-2

Занятие 3-4

Ходьба спиной вперёд, парами.
Бег с выбрасыванием прямых ног
вперёд. Ходьба.

Ритмическая гимнастика
«Детская танцевальная».

ОРУ с надувным мячом.
Упр-е для кистей рук с
пластмассовым массажным мячом.
ОВД
1.Отбивание мяча о стенку с
хлопком, поворотом, отскоком от
пола.

20

ОРУ с цветным клубком.
Упр-е для кистей рук с
мячиком для пинг-понга.
ОВД
1.Перебрасывание мяча через
сетку в команде (элементарный
пионербол).
П/И «Ты катись, катись, наш

2.Перебрасывание мяча через шнур
в команде (элементы пионербола).
П/И «Послушный мяч».
Дых. упр-я
«Дуем друг на друга»
«Полёт в космос».
Релаксация
«Волшебный сон» (1)
«Тайны космоса» (2).

мячик».
Дых. упр-я
«Ныряльщики»
«Осы».
Релаксация
«Путешествие на облаке» (3)
Просмотр мультфильма
«Как утёнок- музыкант
научился играть в футбол»(4)

МАЙ
Задачи

Занятие 1-2

Занятие 3-4

Ритмическая гимнастика

1.Развивать двигательную
активность.
2.Воспитывать положительные
эмоции.
3.Определить уровень владения
мячом.

ОРУ с большим мячом.
Упр-е для кистей рук с
попрыгунчиком.
ОВД
Самостоятельные игры с мячами.
Дых. упр-я
«Сирень»
«Песенка».
Релаксация
«Цветы распускаются» (1)
«Загораем» (2).

совместно с детьми подготовительной
группы
МОНИТОРИНГ

Второй год обучения
СЕНТЯБРЬ
Задачи

Занятие 1-2

Занятие 3-4

МОНИТОРИНГ

Ходьба с высоким подниманием колен, с
перекатом с пятки на носок. Бег мелким
и широким шагом. Ходьба.

Ходьба широким и мелким
шагом. Бег с изменением темпа.
Ходьба.

1.Учить детей метать мяч в
горизонтальную цель; вдаль с
нескольких шагов.
2.Развивать глазомер,
двигательную активность детей.
3.Воспитывать желание
заниматься спортом.

ОРУ с массажным мячом.
Упр-е для кистей рук с
попрыгунчиком.
ОВД
1.Катание мяча в заданном
направлении.
2.Метание малого мяча в
горизонт. цель правой левой
рукой с R 4-5 м.
П/И «Горизонтальная мишень».
П/И «Точный удар».
Дых. упр-е
«Носик балуется»

21

ОРУ с большим мячом.
Упр-е для кистей рук с мячиком для
пинг-понга.
ОВД
1.Метание вдаль малого мяча с
нескольких шагов.
2.Бросание мяча вверх и ловля его двумя
руками.
П/И «Попади и поймай».
П/И «Мяч навстречу мячу».
Дых. упр-я
«Смешинка»
«Шарик лопнул».
Релаксация
«Волшебный сон» (3)

Релаксация
«Пляж».

Презентация «Как стать спортсменом»
(4).

ОКТЯБРЬ
Задачи

Занятие 1-2

Занятие 3-4

Ходьба приставным шагом вправо и
влево. Боковой галоп. Ходьба.
ОРУ с малым резиновым мячом.
Упр-е для кистей рук с брусочком.
ОВД
1.Метание в цель из разных исходных
положений: стоя на коленях, сидя,
лёжа.
2.Бросание мяча вверх и ловля его
двумя руками.
П/И «Не упусти мяч».
П/И «Догони мяч».
Дых. упр-я
«Подуй на листик»
«Летят мячи».

1.Учить детей метать мяч в цель из
разных исходных положений.
2.Развивать физические качества
(быстроту, ловкость, выносливость). Релаксация
3.Воспитывать красоту, грациозность «Змейки греются на солнышке» (1)
движений.
«Опавшие листья» (2).

Ритмическая гимнастика
«Дождя не боимся».
ОРУ с надувным мячом.
Упр-е для кистей рук с
пластмассовым массажным
мячиком.
ОВД
1.Бросание мяча вверх и ловля
его одной рукой.
2.Прыжки с зажатым между
коленями мячом.
П/И «Закати мяч».
П/И «Выстрели мячом».
Дых. упр-я
«Ветер и листья».
Релаксация
«Ковёр – самолёт» (3)
Просмотр мультфильма
«Спортландия» (4).

НОЯБРЬ
Задачи

Занятие 1-2

Занятие 3-4
Ритмическая
гимнастика
«Амана кукарела».

Ходьба с высоким подниманием
колен. Бег «змейкой» поперёк зала.
Ходьба.

ОРУ с фитболом.
Упр-е для кистей рук с
карандашом.
ОВД
ОРУ с малым пластмассовым мячом. 1.Бросание мяча от
Упр-е для кистей рук со шнурком.
груди, через голову.
ОВД
2.Забрасывание мяча в
1.Метание вдаль мяча с R6-12 м.
баскетбольную корзину.
2.Отбивание мяча о пол, двигаясь
П/И «Стоп».
«змейкой» между предметами.
П/И «Гонка мячей по
П/И «Ловишки с мячом».
кругу».
1.Учить метать мяч правой и левой рукой,
П/И «Не задень мяч».
Дых. упр-я
отбивать мяч о пол, двигаясь «змейкой».
Дых. упр-я
«Лесной воздух»
2.Развивать глазомер, учить принимать
«Каша кипит»
«Маятник».
правильную стойку при забрасывании мяча в
«Ветер дует».
корзину.
Релаксация
3.Воспитывать стремление детей объединяться Релаксация
«Тёплая ванна» (3)
в команды для подвижных игр по
«Аромапалочка» (1)
Просмотр мультфильма
собственному предпочтению.
«Каждый спит» (2).
«Тихая поляна» (4).

22

ДЕКАБРЬ
Задачи

Занятие 1-2

Занятие 3-4

Ходьба спиной вперёд, с заданием
для рук. Бег с захлёстыванием
голени. Ходьба.
ОРУ со средним мячом.
Упр-е для кистей рук с
попрыгунчиком.
ОВД
1.Бросание мяча друг другу и ловля
его с поворотом кругом.
2.Отбивание мяча о пол двумя
руками, продвигаясь вперёд бегом.
П/И «Мяч по кочкам».
1.Учить детей выполнять движения
П/И «Играй, играй, мяч не теряй».
под ритмичную музыку.
Дых. упр-я
2.Продолжать учить подбрасывать
«На турнике»
мяч и ловить его с поворотом кругом. «Подуй на снежинку».
3.Развивать двигательную активность
детей.
Релаксация
4.Воспитывать чувство
«Звери спят, птицы спят» (1)
товарищества.
«Колыбельная» (2).

Ритмическая гимнастика
«Звёзды Новый год развесил».
ОРУ с воздушным шариком.
Упр-е для кистей рук с
брусочком.
ОВД
1.Бросание мяча друг другу с
хлопком, с поворотом, с
отскоком от пола.
Спортивная игра «Пионербол».
П/И «Проведи мяч».
П/И «Поймай мяч».
Дых. упр-я
«Хлопушка»
«Молодцы».
Релаксация
«Фея сна» (3)
Просмотр видеоролика с урока
физкультуры учеников
начальной школы (4).

ЯНВАРЬ
Задачи

Занятие 1-2

Занятие 3-4

Ходьба с перешагиванием
через предметы. Бег с
преодолением препятствий.
Ходьба.

1.Учить детей метать мяч в
горизонт. цель; бросать и ловить
мяч от стены разными способами.
2.Развивать двигательную
активность детей и глазомер.
3.Учить метать мяч разного веса
и размера.
4.Воспитывать волевые качества
личности (целеустремлённость,
выдержку).

ОРУ с малым резиновым
мячом.
Упр-е для кистей рук с
пластмассовым массажным
мячиком.
ОВД
1.Отбивание мяча о пол одной
рукой, продвигаясь вперёд.
2.Метание вдаль мячей
разного веса и размера правой
и левой рукой.
П/И «Не упусти шарик».
П/И «Послушный мяч».
Дых. упр-я
«Дровосек»
«Ах!».
Релаксация
«Снежинки» (1)
«У Снежной Королевы» (2).

ФЕВРАЛЬ

23

Ритмическая гимнастика
«Позитив».
ОРУ с цветным клубком.
Упр-е для кистей рук с цилиндром.
ОВД
1.Бросание и ловля мяча от стены с
разными заданиями: с отскоком от пола,
с поворотом кругом, с перепрыгиванием
через отскочивший мяч.
2.Отбивание мяча о пол, продвигаясь по
кругу.
П/И «Мяч по дорожке».
П/И «Ты катись, катись, наш мячик».
Дых. упр-я
«Вырасти большой»
«Стёклышко».
Релаксация
«Сказочный сон» (3)
Просмотр мультфильма
«Необыкновенный матч» (4).

Задачи

Занятие 1-2

Занятие 3-4
Ритмическая гимнастика
«Наша армия самая сильная».

Ходьба парами, с заданиями для рук.
Бег « покажи пятки». Ходьба.

1.Продолжать учить детей выполнять
упражнения с мячом в парах.
2.Развивать красоту, плавность
движений под музыку.
3.Воспитывать у детей стремление
участвовать в играх с элементами
соревнований.

ОРУ с пластмассовым малым мячом.
Упр-е для кистей рук со шнурком.
ОВД
1.Бросание мяча друг другу с
хлопком, с отскоком, от груди, из-за
головы.
2.Прокатывание мяча ногами по
прямой с попаданием в воротца.
П/И «Передал – садись».
П/И «Выстрели мячом».
Дых. упр-я
«Мыльные пузыри»
«Апчхи!».
Релаксация
«Спящий котёнок» (1)
«Звёздочки на небе» (2).

ОРУ со средним мячом.
Упр-е для кистей рук с
карандашом.
ОВД
1.Прокатывание мяча ногами
«змейкой» между предметами.
2.Прокатывание мяча ногами
с передачей друг другу.
П/И «Кто быстрее».
П/И «Попади в цель».
Дых. упр-я
«Гармошка»
«Партизаны».
Релаксация
«Сосульки тают» (3)
Просмотр мультфильма
«Болек и Лёлек. Зимняя
Олимпиада» (4).

МАРТ
Задачи

1.Продолжать учить детей
бросать мяч через сетку.
2.Учить детей играм с
элементами футбола и
волейбола.
3.Развивать физические
качества (быстроту, силу,
ловкость).
4.Воспитывать чувство
товарищества.

Занятие 1-2

Занятие 3-4

Ходьба гимнастическим шагом. Бег
врассыпную с остановкой по сигналу.
Ходьба.

Ритмическая гимнастика
«Мы маленькие дети».

ОРУ с воздушным шариком.
Упр-е для кистей рук с брусочком.
ОВД
1.Метание мяча в движущуюся цель
правой и левой рукой.
2.Бросание мяча друг другу через сетку.
П/И «Волейбол с воздушными шарами».
П/И «Не упусти шарик».
Дых упр-я
«Обед»
«Насос».
Релаксация
«Подводный мир океана»(1)
«У лесного ручья» (2).

ОРУ с фитболом.
Упр-е для кистей рук с цилиндром.
ОВД
1.Удерживание мяча на голове как
можно дольше.
2.Отбивание мяча коленом.
П/И «Мы – футболисты».
Дых. упр-я
«Художники»
«Дятел».
Релаксация
«Аромапалочка» (3)
Просмотр видеоролика с урока
физкультуры учеников начальной
школы (4).

АПРЕЛЬ
Задачи

Занятие 1-2

Занятие3-4

1.Учить детей прокатывать мяч,
попадая в ворота; забрасывать мяч в
баскетбольную корзину.
2.Обучать детей спортивным играм с

Ходьба «змейкой» поперёк зала. Бег с
выбрасыванием прямых ног вперёд.
Ходьба.

Ритмическая гимнастика
«Intro».

24

выполнением простейших правил.
3.Воспитывать интерес к спортивным
играм.

ОРУ с надувным мячом.
Упр-е для кистей рук
с пластмассовым массажным мячиком.
ОВД
1.Ведение мяча одной рукой на
корточках.
2.Забрасывание мяча в баскетбольную
корзину, стараясь увести мяч у
соперников (элементы баскетбола).
П/И «Волейбол с надувным мячом».
П/И «Быстро отвечай».
Дых. упр-я
«Дуем друг на друга»
«Полёт в космос».
Релаксация
«Волшебный сон» (1)
«Тайны космоса» (2).

ОРУ с цветным клубком.
Упр-е для кистей рук с
мячиком для пинг-понга.
ОВД
1.Прокатывание мяча
правой и левой ногой
между предметами.
2.Ведение мяча ногой,
стараясь увести его у
соперника.
П/ И «Элементарный
футбол».
П/И «Съедобное несъедобное».
Дых. упр-я
«Ныряльщики»
«Осы».
Релаксация
«Путешествие на облаке»
(3)
Просмотр мультфильма
«Футбольные звёзды» (4).

МАЙ
Задачи

Занятие 1-2

Занятие 3-4

Ритмическая гимнастика
«Чунга – чанга».

1.Совершенствовать навык ведения
мяча.
2.Развивать двигательную активность
детей.
3.Воспитывать положительные эмоции.
4.Определить уровень владения мячом.

ОРУ с большим мячом.
Упр-е для кистей рук с
попрыгунчиком.
ОВД
Самостоятельные игры с мячами.
Дых. упр-я
«Сирень»
«Песенка».
Релаксация
«Цветы распускаются» (1)
«Загораем» (2).

совместно с детьми старшей
группы
МОНИТОРИНГ

Приложение 1
25

Подвижные игры
Брось – догони.
Натянуть верёвку на высоте 20-30 см от пола. Перед ней на расстоянии 2-3 м
обозначить линию. Играющие ложатся на живот, берут обеими руками мячи. По
сигналу бросают мячи через верёвку, догоняют их и поднимают вверх. Выигрывает
поднявший мяч первым.
Подбрось – поймай.
Играющие распределяются на пары, у каждой пары мяч. Один в паре подбрасывает и
ловит мяч, второй считает, сколько раз удалось бросить и поймать мяч. По сигналу
воспитателя дети меняются ролями: тот, кто бросал, считает, а считавший бросает мяч.
Мяч сквозь обруч.
Шесть детей в вытянутых в стороны руках держат по обручу (всего 5 обручей). Двое
играющих проходят вдоль цепочки из обручей справа и слева и перебрасывают друг
другу мяч через каждый обруч. При повторении сменить стоящих с обручами.
Попади в цель.
Связываются четыре обруча (в виде цветка). Их кладут в центре круга, за чертой
которого встают дети. Каждый по очереди бросает в обруч мяч. Попадание в центр
между связанными обручами даёт три очка, а во все остальные обручи – по одному.
Выигрывает тот, кто наберёт условленное количество очков.
Шмель.
Играющие сидят по кругу. Внутри круга по полу перекатывается мяч. Играющие
руками откатывают его от себя, стараясь осалить другого (попасть в ноги). Тот, кого
коснулся мяч (ужаленный), поворачивается спиной к центру круга и в игре не
участвует, пока не будет осален другой ребёнок. Тогда он вступает в игру, а вновь
ужаленный поворачивается спиной в круг.
Ловишки с мячом.
Дети стоят по кругу, передают мяч из рук в руки, произнося: «Раз, два ,три – мяч
скорей бери! Четыре, пять, шесть – вот он, вот он здесь! Семь, восемь, девять –
бросай, кто умеет». Последний, к кому попал мяч, говорит: «Я!», выходит в середину
и бросает мяч, стараясь осалить разбегающихся детей. Тот, кого запятнает мяч,
пропускает игру. Целиться нужно в ноги.
Мяч среднему.
Играющие образуют 3-4 круга с равным числом детей. Внутри каждого круга
водящий. Он по очереди бросает мяч каждому играющему и ловит от него. Когда мяч
вернётся к водящему от последнего игрока, он поднимает его вверх. Выигрывает
команда, раньше закончившая переброску мяча.
Быстрый мячик.
Играющие стоят по кругу, бросают и ловят мячи, говоря:
«Разноцветный быстрый мячик Дети бросают мяч вверх и ловят.
Без запинки скачет, скачет. Отбивают о пол.
Часто, часто. Низко, низко.
От земли к руке так близко.
Скок и скок, скок и скок, бросают вверх и ловят.
Не достанешь потолок.
26

Скок и скок, стук и стук, отбивают о пол.
Не уйдёшь от наших рук.»
Ловкая пара.
На полу выкладываются 6 линий, параллельных одна другой, на расстоянии 1 м. Дети
встают в две щеренги друг против друга между третьей и четвёртой линией. На сигнал
«начали» каждая пара играющих по три раза подряд перебрасывает друг другу мяч.
Если при этом мяч не упал, один из партнёров переходит за следующую линию
(делает шаг назад) и расстояние между ними увеличивается. Если кто-либо из пары
уронил мяч, надо считать снова. После трёх бросков то один, то другой играющий
отходит назад на одну линию до тех пор, пока оба не станут у самых последних
границ.
Мяч вдогонку.
Дети встают в два круга. Взрослый раздаёт 2-3 детям мячи. По сигналу «Мяч
вдогонку!» дети начинают быстро передавать мячи друг другу. Если у одного ребёнка
окажется два мяча сразу, он выбывает из игры. После повторения игры ребёнок играет
снова.
Мяч в кругу.
Дети рассаживаются на полу на корточках в два круга. Водящие с мячом – в центре
круга. Они катят мяч каждому ребёнку по очереди или тому, кого назовут: «Саша,
лови!». Игрок ловит мяч и отсылает его обратно, но при этом надо выполнить какое-либо
задание: успеть хлопнуть в ладоши 2-3 раза, назвать количественное или
порядковое число, например, водящий говорит: «Первый!», ребёнок отвечает:
«Второй!» и т.д. Можно назвать любой предмет, входящий в обобщённое понятие
(мебель, фрукты т.п.). Побеждает та команда, которая быстрее прокатила мяч.
Догони мяч.
Играющие образуют круг, стоя друг от друга на расстоянии вытянутых в обе стороны
рук. Водящий располагается за кругом. Место его в кругу остаётся свободным.
Пятому ребёнку, стоящему вправо от водящего, даётся мяч. Дети хором говорят: «Раз,
два, три – беги!» - и передают мяч вправо по кругу. Водящий бежит за кругом в том
же направлении, стараясь добежать до своего места раньше, чем дойдёт мяч.
Закати мяч в обруч.
Дети распределяются на 2-3 подгруппы. Такое же число обручей лежит на полу. На
край обруча кладётся дощечка (картонка), которая одной стороной касается пола.
Получается маленькая горка. Подгруппы детей выстраиваются в колонны напротив
горок. У каждого по малому мячу. По сигналу водящие прокатывают мяч, стараясь попасть
в обруч. При этом команде засчитывается три очка. Если мяч попал в обруч, но
выкатился, то команда получает только одно очко, при промахе очко не начисляется.
Передай мяч.
Дети распределяются на 2 звена и выстраиваются в колонны друг за другом. Перед
каждой колонной на расстоянии 3 м ставится кубик. Первый бежит с мячом, обегает
предмет, передаёт мяч следующему в своей колонне и встаёт сзади всех. При потере
мяча ребёнок возвращается, поднимает его и бежит с того места, где упал мяч.
Побеждает звено, опередившее других при соблюдении условий игры.
Не упусти шарик.
На площадке обозначается линия старта. На противоположной стороне на расстоянии
27

8-10 м ставят 2-3 кубика. 2-3 ребёнка получают по воздушному шару, выходят к линии
старта напротив кубиков, по сигналу, подбивая шар рукой, проходят или пробегают с
ним, обегают кубик и возвращаются обратно. Побеждает тот, кто вернётся первым, не
упустив шарик.
Мяч о пол.
Дети строятся в две колонны: одна с одной стороны зала, другая – напротив. Первые в
колоннах получают мяч и по сигналу идут или бегут, отбивая мяч о пол. добежав до
первых в противоположных колоннах, передают им мяч, а сами встают сзади.
Получивший мяч без промедления бежит обратно. Когда все поменяются местами.
Взрослый отмечает колонну, которая выполнила задание лучше и быстрее.
Кати в цель.
Поперёк зала натягивается верёвка, на неё на проволочках низко над полом
подвешены квадраты из плотного картона. Расстояние между квадратами 20 см.
вызванные дети встают на исходную линию в 3 м от верёвки и по сигналу катят мяч в
цель. Идут за мячами, катят ещё раз, после чего передают следующим.
Подвижная мишень.
К игрушечным машинам прикрепляют мишени из плотного картона. В соответствии с
числом мишеней играющие встают на расстоянии 2 – 3 м от мишеней. Бросает каждый
своим мячом в цель, стараясь откатить машину подальше. После 8 – 10 бросков игра
заканчивается. Выигрывает тот, чья машина откатилась дальше от исходной линии.
Попади в ворота.
Дети делятся на две команды. По одному ребёнку от каждой команды встают на
исходную линию. Перед ними на расстоянии 5 м выкладываются ворота из набивных
мячей. От исходной линии нужно попасть в ворота, ударяя ногой по мячу (внутренней
стороной стопы). Выигрывает та команда, в которой больше игроков, попавших в
ворота.
Мяч по дорожке.
Дети распределяются на две команды. Перед каждой командой выкладывают из
гимнастических палок, верёвок коридор шириной 50 – 100 см и длиной 3 м. У каждого
в руках мяч. Нужно, ударяя мяч о пол, провести его по коридору, вернуться, встать в
конце колонны и передать мяч следующему. Если ребёнок уронит мяч, он должен
поднять и провести с этого места. Следующий в колонне начинает только тогда, когда
игрок пройдёт коридор. Возвращаться в свою колонну можно только по своей стороне.
Побеждает та команда, которая не только, быстро, но и правильно выполнит задание.
Мяч в корзину.
Дети становятся в 2 круга (команды). В середине корзина. У каждого малый мяч.
Нужно бросить мяч сверху о пол так, чтобы он попал в корзину. Мячи бросают по
очереди или всем вместе. Во втором случае мячи должны быть цветными. Команда.
забросившая наибольшее количество мячей в корзину, становится победителем.
Догони мячик.
Из гимнастических палок делают 2 коридора шириной 30 см и длиной 3 м. Дети
распределяются на две команды и выстраиваются у начала коридоров. Первый катит
мяч, бежит за ним и старается его поймать, не давая ему выкатиться из коридора.
Затем передаёт мяч следующему, сам становится сзади строя. Побеждает та команда,
которая не только быстро, но и правильно выполнит задание.
28

Мяч навстречу мячу.
Дети распределяются на два звена, и они встают друг против друга на расстоянии 4 – 5
м. У водящих по мячу. На сигнал взрослого: «Начали!» - дети прокатывают мячи
навстречу один другому, но так, чтобы мячи не столкнулись. Поймав мяч, водящий
передаёт его следующему. Побеждает команда, допустившая меньше ошибок.
Успей поймать.
Дети образуют круг. В центре круга водящий. Дети перебрасывают мяч друг другу,
стараясь, чтобы водящий не коснулся или не поймал его. Если ему это удаётся, он
занимает место того, кто неудачно бросил мяч. Последний идёт в середину круга.
Послушный мячик.
На пол кладётся обруч. Ребёнок отбивает мяч рукой, стараясь точно попасть в круг.
Ударять по мячу надо не сильно, но твёрдой ладонью и после того, как мяч достаточно
высоко отскочил от пола. Это упражнение можно провести сидя на скамейке.
Ты катись, катись, наш мячик.
Дети стоят в кругу. По сигналу начинают быстро передавать мяч по кругу, при этом
произнося: «Ты катись, катись, наш мячик, быстро, быстро по рукам. У кого остался
мячик, тот сейчас станцует нам!». Ребёнок, у которого остался мяч выходит в
середину круга и выполняет танцевальные движения. Игра повторяется.
Горизонтальная мишень.
На полу выкладывается несколько обручей один за другим в 4 – 5 шагах от линии
метания. Дети по очереди бросают мяч из-за головы двумя руками. Оценивается
попадание – чем ближе, тем меньше очков.
Точный удар.
Две команды выстраиваются в колонны по одному, одна против другой. Между ними
на полу обруч. По сигналу первый из одной команды бросает мяч в центр круга под
углом так, чтобы он отскочил к первому из другой команды, и отходит в сторону.
Бросает первый играющий второй команды. Так, сменяя друг друга, мяч бросают и
ловят дети обеих команд. Побеждает команда, раньше завершившая игру или у
которой было меньше промахов. Ребёнок, не поймавший мяч, ловит снова, но ему
бросает уже следующий в команде.
Попади и поймай.
Дети делятся на две команды и выстраиваются в колонну по одному. Перед каждой
командой на расстоянии 6 – 7 м на полу лежат картонные квадраты близко друг от
друга. По сигналу первые из каждой команды бегут к квадратам и стараются ударить
мячом в квадрат и поймать его. После этого мяч передаётся следующему игроку.
Не упусти мяч.
Дети распределяются парами, у каждой пары мяч. Один из пары ударяет мяч о пол
условленное число раз (4 – 6) и передаёт второму в паре. Побеждает та пара, которая
сумеет дольше других удержать мяч в паре. Передача мяча осуществляется без
остановки. Уронивший мяч выбывает из игры, а его партнёр дожидается, пока из
какой – либо пары выйдет потерявший мяч, и продолжает игру с оставшимся.
Закати мяч.
Дети выкладывают из кубиков ворота шириной 30 – 40 см. По числу ворот
29

распределяются на команды. У каждого играющего малый мяч. На расстоянии 3 м от
ворот ребёнок катит мяч в ворота. По окончании прокатывания один из команды
собирает все мячи и раздаёт своим игрокам. Подсчитывается число мячей, попавших в
ворота. Наиболее меткая и быстрая команда объявляется победительницей.
Выстрели мячом.
Дети распределяются на две команды и рассаживаются на пол по кругу на расстоянии
вытянутых в стороны рук. В каждом кругу малый мяч. Нужно взять его тремя
пальцами (большим, указательным и средним), резко нажать на него и пустить по полу
– «выстрелить». Все пальцы должны нажимать на мяч одновременно, равномерно.
Играющий, которому направили мяч, старается его поймать и таким же способом
послать следующему. Побеждает та команда, у которой «выстрелы» достигали цели.
Не задень мяч.
Дети распределяются на 3 – 4 команды. У каждой команды обруч и мяч. Нужно с
силой ударить мяч о пол. играющий в это время несколько раз качает обруч (как
маятник) под мячом до тех пор, пока мяч не перестанет подскакивать. Затем мяч и
обруч передают следующему в команде. Победителем считается та команда, которая
точно соблюдает условия игры.
Стой!
Дети стоят в кругу. Взрослый подбрасывает мяч высоко вверх и называет имя ребёнка.
В этот момент все разбегаются в разные стороны. А тот, чьё имя было названо быстро
подбегает, ловит мяч и кричит: «Стой!». Все играющие останавливаются на том месте,
где их застал сигнал. Водящий бросает мяч в ноги кого-то из играющих. Если он
попадёт, ребёнок быстро ловит мяч и кричит: «Стой!» и бросает мячом в кого-то опять
и т.д. если водящий ни в кого не попадёт, он бежит за мячом, берёт его и снова бросает
до тех пор, пока не осалит кого-то. Когда водящий бросает мяч, все должны
находиться на своих местах. Можно увёртываться, подпрыгивать, приседать и т.д.
Гонка мячей по кругу.
Дети стоят в двух кругах. В каждой команде одинаковое количество игроков. У
каждого в руках мяч. По сигналу дети начинают передавать мячи в правую сторону.
Побеждает та команда, у которой не было ошибок. На второй сигнал мяч передаётся в
левую сторону.
Мяч по кочкам.
Дети встают по 5-6 человек в колонну по одному, у первого ребёнка мяч. На полу
раскладываются 6-8 обручей диаметром 30-40 см на расстоянии 5-10 см друг от друга.
Дети должны провести мяч так, чтобы он скакал по кружкам – «по кочкам», и
передать мяч следующему. Выигрывает та команда, которой удалось выполнить
задание с наименьшим числом ошибок.
Играй, играй, мячик не теряй.
Дети располагаются по залу в свободном порядке. Каждый играет с мячом, выполняя
действия по своему выбору: бросает вверх и о пол, отбивает мяч на месте и в
движении; бросает мяч о стену, в корзину. После сигнала взрослого все должны
поднять мяч вверх.
Проведи мяч.
На полу выкладываются в ряд 8 кубиков на расстоянии 1,5 м один от другого.
Играющий проводит мяч ногой по дорожке, обходя кубики то справа, то слева.
30

Поймай мяч.
Дети распределяются по трое. двое из них становятся на расстоянии 2-3 м и
перебрасывают мяч друг другу. Третий встаёт и старается поймать мяч или коснуться
его рукой.
Передал – садись.
Играющие становятся в две колонны. Впереди каждой на расстоянии 1 м в кружках
водящие, у них по мячу. По сигналу каждый водящий бросает первому в своей
колонне. Поймав мяч, ребёнок перебрасывает его водящему и садится на пол.
Водящие бросают мяч вторым, затем третьим играющим и т.д. Получив мяч от
последнего игрока своей команды, водящий поднимает его вверх, а все участники его
команды быстро вскакивают. Выигрывает команда, водящий которой первым поднял
мяч и все дети успели быстро подняться.
Кто быстрее?
Двое игроков стоят напротив друг друга на расстоянии 10 м. Между ними в кругу
стоит высокий кубик. Дети стараются сбить его мячом. Тот, кому это удалось,
передвигает кубик на один шаг ближе к себе. Выигрывает тот, кто ближе переставит
кубик к себе.
Быстро отвечай.
Дети стоят в кругу. В центре взрослый с мячом. Он по очереди задаёт каждому
ребёнку вопрос, например: «Как зовут твою маму?» или «Какое число следующее
после пяти?» и т.д. Затем бросает ребёнку мяч, он быстро отвечает на вопрос и бросает
мяч обратно взрослому. В случае, если ребёнок не отвечает в течение 5 сек., он
передаёт мяч соседу и вопрос переадресовывается ему

31


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».