Программа воспитания МАОУ Лицей №180 Дошкольное отделение (1)

СОДЕРЖАНИЕ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА....................………………………….3
РАЗДЕЛ 1. ЦЕЛЕВЫЕ ОРИЕНТИРЫ И ПЛАНИРУЕМЫЕ
РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОГРАММЫ ВОСПИТАНИЯ…………………………..5
1.1. Особенности воспитательного процесса в дошкольном отделении МАОУ
лицея № 180 «Полифорум»...……………………………………………….…...5
1.2. Цель программы воспитания………………………………………………8
1.3. Требования к планируемым результатам освоения программы
воспитания……………………………………………………………………….11
РАЗДЕЛ 2. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ВОСПИТАНИЯ
ЛИЦЕЯ…………………………………………………………………………..14
2.1. Содержание программы воспитания на основе формирования ценностей
в Лицее……………………...……………………………………………..….…..14
2.2. Виды, формы и содержание деятельности ……………..………………..15
2.3. Модули реализации программы воспитания………...………………..….16
2.3.1. МОДУЛЬ 1. «ТРУДОВОЕ ВОСПИТАНИЕ И РАННЯЯ
ПРОФОРИЕНТАЦИЯ»…………………………………………….…………....16
2.3.2. МОДУЛЬ 2. «ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ»……….………..17
2.3.3. МОДУЛЬ 3. «НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ»……………………19
2.3.4. МОДУЛЬ 4. «ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ»…………………..20
2.3.5. МОДУЛЬ 5. «ОСНОВЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ»…………....21
2.3.6. МОДУЛЬ 6. «ВОСПИТАНИЕ КУЛЬТУРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ
НАВЫКОВ»…………………………………………………………………...…22
2.4. Основные направления самоанализа воспитательной работы…………23
РАЗДЕЛ 3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ
ПРОГРАММЫ ВОСПИТАНИЯ
3.1. Общие требования к условиям реализации программы воспитания
Лицее………...........................................................................................................25
3.2.
Нормативно-методическое
обеспечение
реализации
программы……..………………………………………………………….…….26
3.3.
Материально-техническое
обеспечение
реализации
программы………………………………………………………………..……..26
3.4. Гибкий календарный план воспитательной работы……………..……28

2

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа воспитания является обязательной частью основной
образовательной программы дошкольного отделения МАОУ лицея № 180
(далее - ООП ДО).
Программа обеспечивает реализацию Федерального закона от 31 июля
2020 года № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об
образовании

в

Российской

Федерации»

по

вопросам

воспитания

обучающихся» При составлении Программы воспитания использованы
«Примерная программа воспитания» (одобрена решением Федерального
учебно-методического объединения по общему образованию Министерства
просвещения России (протокол от 2 июня 2020 года № 2/20), внесена в
Реестр примерных основных общеобразовательных программ и размещена на
сайте https://fgosreestr.ru/, «Стратегия развития воспитания в Российской
Федерации на период до 2026 года».
Программа воспитания направлена на решение вопросов гармоничного
социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста.
В центре программы воспитания в соответствии с Федеральными
государственными образовательными стандартами дошкольного образования
(далее – ФГОС ДО) находится одна из ключевых задач: формирование общей
культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни,
развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных,
физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности
ребенка (1.6. п.6 ФГОС ДО).
Программа призвана обеспечить достижение детьми личностных
результатов, указанных во ФГОС ДО: ребенок обладает установкой
положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и
самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно
взаимодействует со взрослыми и сверстниками, участвует в совместных
играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других.
Может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах
3

деятельности. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и
социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской
литературы; обладает элементарными представлениями из области живой
природы, истории и т.п. (4.6. ФГОС ДО).
В программе описана система возможных форм и методов работы с
воспитанниками.
Программа воспитания включает в себя три основных раздела:
Раздел 1. Целевые ориентиры и планируемые результаты программы
воспитания;
Раздел 2. Содержание программы воспитания ДО;
Раздел

3.

Организационные

условия

реализации

программы

воспитания.
Программа воспитания содержит вариативные модули:


Модуль

1

-

«Трудовое

воспитание

и

ранняя

профориентация»


Модуль 2 - «Патриотическое воспитание»



Модуль 3 - «Нравственное воспитание»



Модуль 4 - «Экологическое воспитание»



Модуль 5 - «Основы здорового образа жизни»



Модуль 6 – Воспитание культурно – гигиенических

навыков

4

РАЗДЕЛ

1.

ЦЕЛЕВЫЕ

ОРИЕНТИРЫ

И

ПЛАНИРУЕМЫЕ

РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОГРАММЫ ВОСПИТАНИЯ
1.1. Особенности воспитательного процесса в ДО
Образовательный процесс в ДО осуществляется в соответствии с
требованиями федерального государственного образовательного стандарта
дошкольного образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от
17.10.2013 № 1155 (далее – ФГОС ДО). В связи с этим обучение и
воспитание объединяются в целостный процесс на основе духовнонравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил,
и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.
Лицей расположено в трехэтажном типовом здании, имеет один корпус
по адресу Свердловская область, г.Екатеринбург, ул.Крестинского, 53А.
Микрорайон является экологически чистым, имеются оборудованные
тротуары для пешеходов, пешеходные переходы.
Лицей располагает базой: музыкальный зал, спортивный зал, бассейн,
кабинеты учителя-логопеда, педагога-психолога, кабинет дополнительного
образования. Имеется необходимое оборудование, атрибуты и расходный
материал, осуществляется ИКТ сопровождение мероприятий.
Социальными заказчиками реализации Программы как комплекса
воспитательных

услуг

выступают,

в

первую

очередь,

родители

воспитанников как гаранты реализации прав ребенка на уход, присмотр и
оздоровление, воспитание и обучение.
К особенностям социокультурной ситуации семей, чьи дети посещают
Лицей, можно отнести преобладание потребительской позиции, сниженный
уровень интереса к жизни детей в Лицее, противоречивость поведения,
образцов поведения и отношения к окружающему миру, к другим людям.
Одной из основного задач педагогической работы Лицея является
формирования общей культуры личности детей, в том числе ценностей
здорового

образа

жизни,

развития
5

их

социальных,

нравственных,

эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности,
самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок
учебной деятельности.
Процесс воспитания в Лицее основывается на следующих принципах
взаимодействия педагогических работников и воспитанников:


позитивная социализация ребенка (предполагает, что освоение

ребенком культурных норм, средств и способов деятельности, культурных
образцов поведения и общения с другими людьми, приобщение к традициям
семьи, общества, государства происходит в процессе сотрудничества со
взрослыми и другими детьми и направлено на создание предпосылок к
полноценной деятельности ребенка в изменяющемся мире;


личностно-развивающий

взаимодействия

взрослых

и

(родителей

гуманистический
(законных

характер

представителей),

педагогических и иных работников лицея и детей). Личностно-развивающее
взаимодействие является неотъемлемой составной частью социальной
ситуации развития ребенка в организации, условием его эмоционального
благополучия и полноценного развития;


ребенка

содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание
полноценным

участником

(субъектом)

воспитательных

отношений. Этот принцип предполагает активное участие всех субъектов
отношений – как детей, так и взрослых – в реализации программы
воспитания;


партнерство Лицея с семьей. Сотрудничество, кооперация с

семьей, открытость в отношении семьи, уважение семейных ценностей и
традиций, их учет в образовательной работе являются важнейшим
принципом воспитательной программы. Сотрудники Лицея должны знать об
условиях жизни ребенка в семье, понимать проблемы, уважать ценности и
традиции семей воспитанников. Программа предполагает разнообразные
формы сотрудничества с семьей как в содержательном, так и в
организационном планах.
6



сетевое

взаимодействие

с

организациями

социализации,

образования, охраны здоровья и другими партнерами, которые могут внести
вклад в развитие и воспитание детей, а также использование ресурсов
местного сообщества и вариативных программ дополнительного образования
детей для обогащения детского развития.
Основными традициями воспитания в образовательной организации
являются следующие:


стержнем годового цикла воспитательной работы лицея являются

ключевые мероприятия лицея, мероприятия «Календаря образовательных
событий РФ», коллективные дела группы детей под руководством
воспитателя, через которые осуществляется интеграция воспитательных
усилий педагогических работников;


важной чертой каждого ключевого мероприятия, события и

большинства используемых для воспитания других совместных дел
педагогов,

детей

и

родителей,

является

обсуждение,

планирование,

совместное проведение и создание творческого продукта (коллективного или
индивидуального каждого участника);


в проведении мероприятий лицея поощряется помощь старших

детей младшим, социальная активность, стремление создать коллективный
или индивидуальный творческий продукт, принять участие в общественно
значимом деле;


педагогические

работники

лицея

ориентированы

на

формирование детского коллектива внутри одной возрастной группы, на
установление доброжелательных и товарищеских взаимоотношений между
детьми разных возрастов и ровесниками; умение играть, заниматься
интересным делом в паре, небольшой группе;


ключевой фигурой воспитания в лицее является воспитатель

группы, реализующий по отношению к ребенку защитную, личностно
развивающую,

организационную,

посредническую
7

(в

разрешении

конфликтов) функции. Поскольку воспитатель является для ребенка фигурой
очень значимой, именно на него ложится огромная ответственность за
создание условий для личностного развития ребенка.
Интеграция семейного и дошкольного воспитания – одно из главных
направлений работы лицея, так как цель этой работы - сохранение
приоритета семейного воспитания, привлечение семей к участию в учебновоспитательном процессе. С этой целью проводятся родительские собрания,
консультации, беседы, применяются средства наглядной

пропаганды

(информационные бюллетени, родительские уголки, тематические стенды,
фотовыставки и др.), привлекаются родители к проведению праздников,
развлечений, экскурсий и др.
1.2. Цель и задачи программы воспитания
Современный

национальный

высоконравственный,
принимающий

творческий,

судьбу

воспитательный

компетентный

Отечества

как

свою

идеал –

гражданин
личную,

это

России,

осознающий

ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в
духовных и культурных традициях многонационального народа Российской
Федерации.
Цель воспитания в Лицее – личностное развитие ребенка дошкольного
возраста, проявляющееся:
− в усвоении им знаний основных норм, которые общество выработало
на основе базовых ценностей современного общества (в усвоении ими
социально значимых знаний);
− в развитии его позитивных отношений к этим ценностям (в развитии
их социально значимых отношений);
− в приобретении им соответствующего этим ценностям опыта
поведения, применения сформированных знаний и отношений на практике (в
приобретении опыта социально значимых дел).
8

Главной задачей программы является создание организационнопедагогических условий в части воспитания, личностного развития и
социализации детей дошкольного возраста.
Конкретизация общей цели воспитания применительно к возрастным
особенностям дошкольников.
В воспитании детей младшего дошкольного возраста:
Обеспечение позитивной социализации, мотивации, поддержки и
развития

индивидуальности детей через общение, игру,

участие в

исследовательской деятельности и других формах активности.
Задачи:


развивать положительное отношение ребенка к себе и другим

людям;


сформировать коммуникативную и социальную компетентности;



развивать

у

детей

интерес

к

эстетической

стороне

действительности, ознакомление с разными видами и жанрами искусства
(словесного, музыкального, изобразительного), в том числе народного
творчества;


содействовать становлению у детей ценностей здорового образа

жизни;


– сформировать стремление быть причастным к труду взрослых

(помогает поливать и убирать участок, расчищать дорожки от снега,
ремонтировать игрушки и книги и др.), стремление оказывать посильную
помощь, поддерживать чувство удовлетворения от участия в различных
видах деятельности, в том числе творческой;


сформировать представление о России как своей стране, узнавать

и называть символику своей страны (флаг, герб, гимн).
В воспитании детей старшего дошкольного возраста:

9

1.

Обеспечение развития общей культуры личности ребенка,

интеллектуально- познавательных способностей, социально-нравственных,
эстетических, физических качеств.
Задачи:


обогащать представления детей о многообразии культурных норм

и ценностей, принятых в обществе;


поддерживать самостоятельное взаимодействие и сотрудничество

с взрослыми и сверстниками в разных видах деятельности, становление
детского сообщества;


воспитывать

чувство

ответственности,

самостоятельности,

инициативности, формирование основ патриотизма;


углублять

представления

детей

о

правилах

безопасного

поведения и умение следовать им в различных ситуациях; содействовать
становлению ценностей здорового образа жизни;


сформировать

систему

ценностей,

основанную

на

непотребительском отношении к природе и понимании самоценности
природы;


развивать предпосылки восприятия и понимания произведений

искусства (живопись, графика, скульптура, архитектура) в многообразии его
жанров (портрет, пейзаж, натюрморт); художественных литературных
произведений и музыки; интерес к русскому языку, языкам других народов;


поощрять проявления морально-волевых качеств.

2.

Организация работы с семьями воспитанников, их родителями

или законными представителями направлена на совместное решение
вопросов личностного развития детей.
Задачи:


Приобщение родителей к участию в жизни лицее



Изучение и обобщение лучшего опыта семейного воспитания.



Повышение педагогической культуры родителей.
10

Виды взаимоотношений, посредством которых будет осуществляться
взаимодействие:


сотрудничество – общение «на равных», где ни одной из сторон

не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать;


взаимодействие - способ организации совместной деятельности,

которая осуществляется на основании социальной перцепции (чувственного
познания окружающего мира) и с помощью общения.
Планомерная реализация поставленных задач позволит организовать в
лицее интересную и событийно насыщенную жизнь детей и педагогов, что
станет эффективным способом воспитания подрастающего поколения.
1.3. Требования к планируемым результатам освоения
программы воспитания
В процессе воспитания к окончанию младшего возраста (к четырем
годам) предполагается достижение следующих результатов, основанных
на целевых ориентирах:
1.
ребенок,

Патриотическое воспитание - Родина, природа; показатели:
проявляющий

привязанность,

любовь

к

семье,

близким,

окружающему миру.
2.

Социальное

воспитание - человек,

семья,

дружба,

сотрудничество – показатели: способный понять и принять, что такое
«хорошо» и «плохо»; проявляющий интерес к другим детям и способный
бесконфликтно играть рядом с ними; проявляющий позицию «Я сам!»;
доброжелательный, проявляющий сочувствие, доброту; испытывающий
чувство удовольствия в случае одобрения и чувство огорчения в случае
неодобрения

со

стороны

взрослых;

способный

к

самостоятельным

(свободным) активным действиям в общении; способный общаться с другими
людьми с помощью вербальных и невербальных средств общения.
11

3.

Познавательное

воспитание

–

знание

–

показатели:

проявляющий интерес к окружающему миру и активность в поведении и
деятельности.
4.

Физическое

и

оздоровительное – здоровье

–

показатели: выполняющий действия по самообслуживанию: моет руки,
самостоятельно ест, ложится спать и т. д.; стремящийся быть опрятным;
проявляющий

интерес

к

физической

активности;

соблюдающий

элементарные правила безопасности в быту, в лицее, на природе.
5.

Трудовое

воспитание – труд – показатели:

поддерживающий

элементарный порядок в окружающей обстановке; стремящийся помогать
взрослому в доступных действиях; стремящийся к самостоятельности в
самообслуживании, в быту, в игре, в продуктивных видах деятельности.
6.

Этико-эстетическое - культура

и

красота –

показатели: эмоционально отзывчивый к красоте; проявляющий интерес и
желание заниматься продуктивными видами деятельности.
В процессе воспитания к окончанию дошкольного возраста
предполагается достижение следующих результатов, основанных на
целевых ориентирах:
1.

Патриотическое

воспитание - родина,

природа –

показатели: любящий свою малую Родину и имеющий представление о
своей стране, испытывающий чувство привязанности к родному дому, семье,
близким людям.
2.

Социальное

воспитание - человек,

семья,

дружба,

сотрудничество – показатели: различающий основные проявления добра и
зла, принимающий и уважающий ценности семьи и общества, правдивый,
искренний, способный к сочувствию и заботе, к нравственному поступку,
проявляющий задатки чувства долга: ответственность за свои действия и
поведение; принимающий и уважающий различия между людьми; освоивший
основы речевой культуры; дружелюбный и доброжелательный, умеющий
12

слушать и слышать собеседника, способный взаимодействовать со взрослыми
и сверстниками на основе общих интересов и дел.
3.

Познавательное

воспитание – знание –

показатели: любознательный, наблюдательный, испытывающий потребность
в самовыражении, в том числе творческом, проявляющий активность,
самостоятельность, инициативу в познавательной, игровой, коммуникативной
и продуктивных видах деятельности и в самообслуживании, обладающий
первичной картиной мира на основе традиционных ценностей российского
общества.
4.

Физическое

и

оздоровительное – здоровье

–

показатели: владеющий основными навыками личной и общественной
гигиены, стремящийся соблюдать правила безопасного поведения в быту,
социуме (в том числе в цифровой среде), природе.
5.

Трудовое

воспитание – труд – показатели:

понимающий

ценность труда в семье и в обществе на основе уважения к людям труда,
результатам их деятельности, проявляющий трудолюбие при выполнении
поручений и в самостоятельной деятельности.
6.

Этико-эстетическое - культура

и

красота –

показатели: способный воспринимать и чувствовать прекрасное в быту,
природе, поступках, искусстве, стремящийся к отображению прекрасного в
продуктивных видах деятельности, обладающий зачатками художественноэстетического вкуса.

13

РАЗДЕЛ

2.

СОДЕРЖАНИЕ

ПРОГРАММЫ

ВОСПИТАНИЯ

ЛИЦЕЯ
2.1. Содержание программы воспитания на основе формирования
ценностей в Лицее
Содержание Программы воспитания, в соответствии с Федеральным
Законом от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»,
«…должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между
людьми, народами независимо от расовой, национальной, этнической,
религиозной и социальной принадлежности, учитывать разнообразие
мировоззренческих

подходов,

способствовать

реализации

права

обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений, обеспечивать
развитие способностей каждого человека, формирование и развитие его
личности в соответствии с принятыми в семье и обществе духовнонравственными и социокультурными ценностями».
Содержание Программы воспитания реализуется в ходе освоения
детьми дошкольного возраста всех образовательных областей, обозначенных
в ФГОС ДО, одной из задач которого является объединение воспитания и
обучения в целостный образовательный процесс на основе духовнонравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил,
и норм поведения в интересах человека, семьи, общества:
− социально-коммуникативное развитие;
− познавательное развитие;
− речевое развитие;
− художественно-эстетическое развитие;
− физическое развитие.

14

2.2. Виды, формы и содержание деятельности
Виды деятельности:


игровая, включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и

другие виды игры,


коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и

сверстниками),


познавательно-исследовательская

(исследования

объектов

окружающего мира и экспериментирования с ними),


восприятие художественной литературы и фольклора,



самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении

и на улице),


конструирование из разного материала, включая конструкторы,

модули, бумагу,


природный и иной материал, изобразительная (рисование, лепка,

аппликация),


музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных

произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских
музыкальных инструментах)


двигательная

(овладение

основными

движениями)

формы

активности ребенка.
Формы организации деятельности


игра, игровое упражнение, игра-путешествие, занятие;



тематический модуль, коллекционирование,



чтение, беседа/разговор, ситуации,



конкурсы, викторины, коллективное творческое дело,



проекты, эксперименты, длительные наблюдения, экологические

акции, экскурсии, пешеходные прогулки.


мастерская, клубный час,
15



праздники,

развлечения,

физкультурно-спортивные

соревнования,


театрализованные игры, инсценировки.

Практическая реализация цели и задач воспитания осуществляется в
рамках следующих направлений воспитательной работы лицея, каждое из
которых представлено в соответствующем модуле.
МОДУЛЬ

1.

«ТРУДОВОЕ

ВОСПИТАНИЕ

И

РАННЯЯ

ПРОФОРИЕНТАЦИЯ»
Трудовое

воспитание

и

профессиональное

самоопределение

реализуется посредством:


воспитания у детей уважения к труду и людям труда, трудовым

достижениям;


формирования у детей умений и навыков самообслуживания,

потребности трудиться, добросовестного, ответственного и творческого
отношения к разным видам трудовой деятельности, включая обучение и
выполнение домашних обязанностей;


развития

навыков

совместной

работы,

умения

работать

самостоятельно, мобилизуя необходимые ресурсы, правильно оценивая
смысл и последствия своих действий;


содействия профессиональному самоопределению, приобщения

детей к социально значимой деятельности для осмысленного выбора
профессии.
Виды

совместной

деятельности:

игровая,

познавательная,

коммуникативная, продуктивная, двигательная, трудовая, художественноэстетическая.
МОДУЛЬ 2. «ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ»
Гражданское воспитание включает:

16



создание условий для воспитания у детей активной гражданской

позиции, гражданской ответственности, основанной на традиционных
культурных, духовных и нравственных ценностях российского общества;


развитие культуры межнационального общения;



формирование

приверженности

идеям

интернационализма,

дружбы, равенства, взаимопомощи народов;


воспитание

уважительного

отношения

к

национальному

достоинству людей, их чувствам, религиозным убеждениям;


развитие правовой и политической культуры детей, расширение

конструктивного участия в принятии решений, затрагивающих их права и
интересы,

в

том

числе

в

различных

формах

самоорганизации,

самоуправления, общественно значимой деятельности;


развитие

в

детской

среде

ответственности,

принципов

коллективизма и социальной солидарности;


формирование стабильной системы нравственных и смысловых

установок личности, позволяющих противостоять идеологии экстремизма,
национализма, ксенофобии, коррупции, дискриминации по социальным,
религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным
социальным явлениям;


разработку

и

реализацию

программ

воспитания,

способствующих правовой, социальной и культурной адаптации детей, в
том числе детей из семей мигрантов.
Приобщение детей к культурному наследию предполагает:


эффективное

культурного

наследия,

использование
в

том

числе

уникального

российского

литературного,

музыкального,

художественного, театрального и кинематографического;


создание равных для всех детей возможностей доступа к

культурным ценностям;

17



воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям

народов, проживающих в Российской Федерации;


увеличение доступности

детской

литературы

для

семей,

приобщение детей к классическим и современным высокохудожественным
отечественным и мировым произведениям искусства и литературы;


создание условий для доступности музейной и театральной

культуры для детей;


развитие музейной и театральной педагогики;



поддержку мер по созданию и распространению произведений

искусства и культуры, проведению культурных мероприятий, направленных
на популяризацию российских культурных, нравственных и семейных
ценностей;


создание

и

поддержку

производства

художественных,

документальных, научно-популярных, учебных и анимационных фильмов,
направленных

на

нравственное,

гражданско-патриотическое

и

общекультурное развитие детей;


повышение роли библиотек, в том числе библиотек в системе

образования, в приобщении к сокровищнице мировой и отечественной
культуры, в том числе с использованием информационных технологий;


создание условий для сохранения, поддержки и развития

этнических культурных традиций и народного творчества.
МОДУЛЬ 3. «НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ»
Духовное и нравственное воспитание детей на основе российских
традиционных ценностей осуществляется за счет:
- развития у детей нравственных чувств (чести, долга, справедливости,
милосердия и дружелюбия);
- формирования выраженной в поведении нравственной позиции, в том
числе способности к сознательному выбору добра;

18

- развития сопереживания и формирования позитивного отношения к
людям, в том числе к лицам с ограниченными возможностями здоровья и
инвалидам;
- расширения сотрудничества между государством и обществом,
общественными

организациями

и

институтами

в

сфере

духовно-

нравственного воспитания детей, в том числе традиционными религиозными
общинами;
-

содействия

формированию

у

детей

позитивных

жизненных

ориентиров и планов;
- оказания помощи детям в выработке моделей поведения в различных
трудных жизненных ситуациях, в том числе проблемных, стрессовых и
конфликтных.
МОДУЛЬ 4. «ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ»
Экологическое воспитание дошкольников – одно из приоритетных
направлений воспитания. Это непрерывный процесс воспитания и развития
детей, направленный не только на расширение знаний в данной области, но и
формирование культуры поведения в природе, которая проявляется в
положительном отношении к своему здоровью, к окружающему миру, в
ответственном отношении к природе, к соблюдению норм и правил
поведения по отношению к ней. В связи с этим на базе нашего детского сада
реализуется образовательный проект «Экологическое воспитание».
Проект даёт возможность формировать у дошкольников осознанноправильное отношение к природе, природным явлениям. Осознанноправильное отношение детей к природе строится на её восприятии,
эмоциональном отношении к ней, знакомстве и знаниях особенностей жизни
отдельных живых существ. Дети узнают новую

информацию о живой и

неживой природе, её представителях, знакомятся с народными приметами,
литературными

произведениями,

через

которые

познают

красоту

окружающего мира, выполняют различные трудовые поручения что даёт
возможность понять меру собственной ответственности за сохранение и
19

улучшение жизни растений и животных, необходимость бережного
отношения ко всему живому, пониманию что человек – часть природы.
Деятельность дошкольников, в контексте проекта, это путешествия в
природу, главным содержанием которых является знакомство с живой
природой родного края, с местными обычаями, содействие по просвещению
и экологическому воспитанию, по охране природы родного края, города,
сада.
Методическая составляющая базируется на основе парциальной
программы «Добро пожаловать в экологию» О. А. Воронкевич. Данная
программа ориентирована на постоянное и систематическое взаимодействие
детей с живой природой. В помещении и на участке дошкольники должны
быть окружены растениями и животными, вокруг которых воспитатель
организует
отношения к
деятельности

различную

деятельность.

природе

сопровождается

(игровой,

подвижной,

Процесс

осознанно-правильного

различными

видами

детской

познавательно-исследовательской,

художественно-эстетической, коммуникативной).
Экологическое воспитание - несомненно важная часть развития детей
дошкольного возраста. Эту сложную задачу невозможно решить без
совместных

усилий

и

продуктивного

сотрудничества

взрослых

–

воспитателей и родителей. Объединяя обучение и воспитание в целостный
образовательный процесс, непосредственно участвуя в этом процессе,
родители

сами

стараются

быть

образцом

духовно-нравственных

и

социокультурных ценностей для своих детей.
МОДУЛЬ 5. «ОСНОВЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ»
Физическое воспитание и формирование культуры здоровья включает:
-

формирование

у

подрастающего

поколения

ответственного

отношения к своему здоровью и потребности в здоровом образе жизни;
- формирование в детской и семейной среде системы мотивации к
активному и здоровому образу жизни, занятиям физической культурой и
спортом, развитие культуры здорового питания;
20

- создание для детей, в том числе детей с ограниченными
возможностями здоровья, условий для регулярных занятий физической
культурой и спортом, развивающего отдыха и оздоровления, в том числе на
основе развития спортивной инфраструктуры и повышения эффективности
ее использования;
- развитие культуры безопасной жизнедеятельности, профилактику
вредных привычек;
- предоставление обучающимся образовательных организаций, а также
детям, занимающимся в иных организациях, условий для физического
совершенствования на основе регулярных занятий физкультурой и спортом в
соответствии с индивидуальными способностями и склонностями детей;
-

использование

потенциала

спортивной

деятельности

для

профилактики асоциального поведения;
-

содействие

проведению

массовых

общественно-спортивных

мероприятий и привлечение к участию в них детей.
МОДУЛЬ 6. «ВОСПИТАНИЕ КУЛЬТУРНО – ГИГИЕНИЧЕСКИХ
НАВЫКОВ»
Культурно-гигиенические навыки - очень важная часть культуры
поведения. Необходимость опрятности, содержание в чистоте лица, тела,
прически, одежды, обуви, продиктована не только требованиями гигиены, но
и нормами человеческих отношений.
Дети должны понимать, что неряшливый человек, не умеющий следить
за собой, не будет одобрен окружающими людьми.
Кроме того, воспитание у детей навыков личной и общественной
гигиены играет важнейшую роль в охране их здоровья, способствует
правильному поведению в быту, в общественных местах. В процессе
повседневной работы с детьми необходимо стремиться к тому, чтобы
выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а
гигиенические навыки с возрастом постоянно совершенствовались.
21

Формирование

культурно-гигиенических

навыков

у

детей

в

повседневной жизни:
- закреплять алгоритм выполнения культурно-гигиенических навыков;
- приучать детей следить за своим внешним видом;
- прививать навыки поведения за столом;
- формировать потребность у детей в соблюдении навыков гигиены и
опрятности в повседневной жизни.
4.

Основные направления самоанализа воспитательной работы

Самоанализ

организуемой

в

Лицее

воспитательной

работы

осуществляется по выбранным детским садом направлениям и проводится с
целью

выявления

основных

проблем

воспитания

дошкольников

и

последующего их решения.
Самоанализ осуществляется ежегодно силами самой образовательной
организации с привлечением (при необходимости и по самостоятельному
решению администрации образовательной организации) внешних экспертов.
Основными

принципами,

на

основе

которых

осуществляется

самоанализ воспитательной работы в лицее, являются:


принцип

гуманистической

направленности

осуществляемого анализа,
ориентирующий

экспертов на уважительное отношение как к

воспитанникам, так и к педагогам, реализующим воспитательный процесс;


принцип приоритета анализа сущностных сторон воспитания,

ориентирующий экспертов на изучение не количественных его показателей, а
качественных – таких как содержание и разнообразие деятельности, характер
общения и отношений между воспитанниками и педагогами;


принцип развивающего характера осуществляемого анализа,

ориентирующий

экспертов

на

использование

его

результатов

для

совершенствования воспитательной деятельности педагогов: грамотной
22

постановки ими цели и задач воспитания, умелого планирования своей
воспитательной работы, адекватного подбора видов, форм и содержания их
совместной с детьми деятельности;


принцип

личностного

разделенной

ответственности

развития воспитанников,

за

ориентирующий

результаты

экспертов

на

понимание того, что личностное развитие детей – это результат как
социального воспитания (в котором детский сад участвует наряду с семьей и
другими социальными институтами), так и стихийной социализации, и
саморазвития детей.
Направления анализа зависят от анализируемых объектов. Основными
объектами анализа, организуемого в лицее воспитательного процесса
являются:
1.

Результаты

воспитания,

социализации

и

саморазвития

дошкольников. Критерием, на основе которого осуществляется данный
анализ, является динамика личностного развития воспитанника каждой
группы. Осуществляется анализ воспитателями совместно со старшим
воспитателем с последующим обсуждением его результатов на заседании
педагогического совета Лицея.
Способом

получения

информации

о

результатах

воспитания,

социализации и саморазвития воспитанников является педагогическое
наблюдение.

Внимание

педагогов

сосредотачивается

на

следующих

вопросах: какие прежде существовавшие проблемы личностного развития
воспитанников удалось решить за минувший учебный год; какие проблемы
решить не удалось и почему; какие новые проблемы появились, над чем
далее предстоит работать педагогическому коллективу.
2.

Состояние организуемой в лицее совместной деятельности детей

и взрослых. Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ,
является наличие в Лицее комфортной и личностно развивающей совместной
деятельности детей и взрослых. Осуществляется анализ директором и
заместителем директора, воспитателями. Способами получения информации
23

о состоянии организуемой в Лицее

совместной деятельности детей и

взрослых могут быть беседы с родителями, педагогами, при необходимости –
их анкетирование. Полученные результаты обсуждаются на заседании
педагогического совета Лицея.
Внимание при этом сосредотачивается на вопросах, связанных с:


качеством проводимых мероприятий лицеем;



качеством совместной деятельности воспитателей и родителей;



качеством проводимых экскурсий, походов;



качеством организации творческих соревнований, праздников и

фольклорных мероприятий.
Итогом самоанализа организуемой воспитательной работы в лицее
является перечень выявленных проблем, над которыми предстоит работать
педагогическому коллективу.

24

РАЗДЕЛ 3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ
ПРОГРАММЫ ВОСПИТАНИЯ
3.1. Общие требования к условиям реализации Программы
воспитания
Программа

воспитания

обеспечивает

формирование

социокультурного воспитательного пространства при соблюдении условий
ее реализации, включающих:
− обеспечение воспитывающей личностно развивающей предметнопространственной среды;
− оказание психолого-педагогической помощи, консультирование и
поддержка родителей (законных представителей) по вопросам воспитания;
− создание уклада лицея, отражающего сформированность в ней
готовности всех участников образовательного процесса руководствоваться
едиными принципами и регулярно воспроизводить наиболее ценные для нее
воспитательно значимые виды совместной деятельности. Уклад лицея
направлен на сохранение преемственности принципов воспитания с уровня
ДО на уровень НОО;
−

современный

уровень

материально-технического

обеспечения

Программы воспитания, обеспеченности методическими материалами и
средствами обучения и воспитания;
− наличие профессиональных кадров и готовность педагогического
коллектива к достижению целевых ориентиров Программы воспитания;
− учет индивидуальных и групповых особенностей детей дошкольного
возраста,

в

интересах

которых

реализуется

Программа

воспитания

(возрастных, физических, психологических, национальных и пр.).
Воспитательный процесс в ДО строится на следующих принципах:
− неукоснительное соблюдение законности и прав семьи ребенка;
- соблюдения конфиденциальности информации о ребенке и его семье,
приоритета безопасности ребенка;
25

− создание психологически комфортной среды для каждого ребенка и
взрослого, без которой невозможно конструктивное взаимодействие детей,
их семей, и педагогических работников;
− системность и целенаправленность воспитания как условия его
эффективности.
3.2.

Нормативно-методическое

обеспечение

реализации

Программы воспитания
1.

Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 304-ФЗ “О внесении

изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»
по вопросам воспитания обучающихся”.
2.

Федеральный

государственный

образовательный

стандарт

дошкольного образования, приказ Минобрнауки №1155 от 17.10.2013г,
(ФГОС ДО).
3.3. Материально-техническое обеспечение реализации Программы
воспитания
Материально-техническое
соответствует

Требованиям

обеспечение
к

воспитательного

материально-техническому

и

процесса
учебно-

методическому обеспечению программы воспитания. Технические средства
обучения

и

воспитания

в

полной

мере

отвечают

поставленной

воспитывающей цели, задачам, видам, формам, методам, средствам и
содержанию воспитательной деятельности, учитывают специфику ДО,
специальные потребности обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья и соответствуют установленным государственным санитарноэпидемиологическим правилам и гигиеническим нормативам.
Цель создания развивающей предметно-пространственной среды в ДО
- обеспечить всестороннее развитие детей дошкольного возраста, в том числе
и их нравственное развитие личности в социально-духовном плане, развития
самостоятельности.
26

Среда обеспечивает:


учёт возрастных особенностей детей дошкольного возраста.

Наполняемость развивающей предметно-пространственной среды ДО
обеспечивает целостность воспитательного процесса в рамках реализации
Программы воспитания:


подбор художественной литературы;



подбор видео и аудиоматериалов;



подбор

наглядно-демонстрационного

материала

(картины,

плакаты, тематические иллюстрации и т.п.);


наличие

демонстрационных

технических

средств(экран,

телевизор, ноутбук, колонки и т.п.);


подбор оборудования для организации игровой деятельности

(атрибуты для сюжетно-ролевых, театральных, дидактических игр);


подбор

оборудования

для

организации

детской

трудовой

деятельности (самообслуживание, бытовой труд, ручной труд).
Материально-техническое

оснащение

развивающей

предметно-

пространственной среды изменяется и дополняется в соответствии с
возрастом воспитанников и календарным планом воспитательной работы ДО
на текущий учебный год.

27

3.4. Гибкий календарный план воспитательной работы
Модуль
воспитания

Мероприятия

Возраст
Ориентирово
воспитаннико чное время Ответственные
в
проведения

Творческие мероприятия
Конкурс детского
рисунка
«Здравствуй, осень
золотая!»

Педагоги Лицея
Трудовое
воспитание

Выставка поделок из овощей
«Что нам осень
подарила»

Смотр-конкурс
«Лучшая презентация
по познавательному
развитию»

Трудовое
воспитание
Экологическое
воспитание

Смотр-конкурс «Зимняя
сказка на окне»

Экологическое
воспитание

Все
возрастные
группы
Все
возрастные
группы

Октябрь

Все
возрастные
группы

Ноябрь

Зам.директора,
Педагоги Лицея

Все
возрастные
группы

Декабрь

Зам.директора
Педагоги Лицея

Выставка семейного
творчества
«Новогодняя игрушка
нашей семьи»
Конкурс творческих
работ «Слава
Защитникам
Отечества!»
Выставка детского
творчества
« Портрет любимой
Мамочки»

Трудовое
воспитание

Все
возрастные
группы

Патриотическое
воспитание

Все
возрастные
группы

Нравственное
воспитание

Все
возрастные
группы

Выставка поделок
«Любимый сказочный
герой»

Нравственно
еовспитание

Все
возрастные
группы

Смотр – конкурс «Огород
на подоконние»

Экологическое
воспитание

Конкурс рисунков
«Война глазами детей»

Патриотическое
воспитание

Праздник «Здравствуй,
осень золотая!»

Октябрь

Все
возрастные
группы
Средний,
старший
дошкольныйво
зраст

Педагоги Лицея

Педагоги Лицея
Декабрь
Педагоги Лицея
Февраль
Педагоги Лицея
Март
Педагоги Лицея
Апрель

Апрель

Зам.директора
Лицея,
Педагоги Лицея

Май

Педагоги Лицея

Музыкальные праздники и вечерние досуги
Октябрь
Экологическое
Все
воспитание
возрастные
группы
28

Музыкальные
руководители

Театрализованные
представления

Нравсвтенное
воспитание

Музыкальный досуг
«День матери»

Нравственное
воспитание

Новогодний утренник

Экологическое
воспитание,
нравственное
воспитание

Развлечение
«Колядапришла»
Музыкально–
Спортивный праздник,
посвященный дню
Российской Армии».
Утренник, посвяЩенный
Международному
Женскому дню 8
Марта.
Развлечение
«Масленица»
Театрализованные
представления

Патриотическое
воспитание
Патриотическое
воспитание
Основы
здорового
образа жизни

Все
возрастные
группы
Все
возрастные
группы

Ноябрь

Ноябрь

Музыкальные
руководители

Все
возрастные
группы

Декабрь

Музыкальныеруко
водители

Средний и
старший
дошкольный
возраст
Старший
дошкольный
возраст

Январь

Музыкальные
руководители

Февраль

Музыкальные
руководители

Все
возрастные
группы

Март

Музыкальные
руководители

Все
Возрастные
группы
Все
возрастные
группы

Март

Музыкальные
руководители

Апрель

Музыкальные
руководители

Май

Музыкальные
руководители

Нравсвтвенное
воспитание
Патриотическо
евоспитание

Нравственное
воспитание
Воспитание культуры

« Мы теперь
выпускники!»
Развлечение
«Детство – это я и ты»
День независимости
России
«Мы–Россия!»
Развлечение
«Дружба-главное
чудо»

Основы здорового
образа жизни

Старший
дошкольный
возраст
Все
возрастные
группы

Июнь

Музыкальные
руководители
Музыкальные
руководители

Патриотическое
воспитание

Старший
дошкольный
возраст

Июнь

Нравственно
еовспитание

Все
возрастные
группы

Июль

Фольклорные мероприятия
29

Музыкальные
руководители

Музыкальные
руководители

Беседа-развлечение
«Традиции народа»
Игра-викторина
«Здравствуй гостья
зима!»

Праздник народных игр
«Игралочка, игралочкачудесная страна»

Игра - развлечение
«Пасха в гости к нам
пришла»

Патриотическое
воспитание
Экологическое
воспитание

Патриотическое
воспитание
Воспитание
культурногигиенических
навыков

Средний и
старший
дошкольный
возраст

Сентябр
ь

Педагоги Лицея

Средний и
старший
дошкольный
возраст

Декабрь

Педагоги Лицея

Февраль

Педагоги Лицея

Апрель

Педагоги Лицея

Средний и
старший
дошкольный
возраст

Младший,
средний
Патриотическое
и старший
воспитание
дошкольный
возраст
Работа с родителями

Родительские собрания

Все модули

Педагоги Лицея
Родители
В течение года
воспитанников

Консультации

Все модули

Педагоги Лицея
Родители
В течение года
воспитанников

Беседы и дискуссии
Круглые столы
Дистанционная работа

Покормите птиц зимой
(изготовление кормушек)
Акция «С каждого по
зернышку»
(сбор корма для птиц);

Акция «Домик для
птиц»(изготовление
скворечников)
Акция «День добрых
дел»(благоустройство и
озеленение территории
Лицей)

Все модули
Все модули

Педагоги Лицея
Родители
В течение года
воспитанников
Родители Педагоги
воспитанников Лицея

Педагоги Лицея

Родители В течение года Педагоги Лицея
воспитанников
Экологические акции, субботники
Все модули

Экологическое
воспитание
Экологическое
воспитание
Экологическое
воспитание
Экологическое
воспитание

Все
возрастные
группы

ноябрь

Ст. воспитатель
воспитатели

Все
декабрь
Ст. воспитатель
возрастные
воспитатели
группы
Все
Март-апрель Ст. воспитатель
возрастные
воспитатели
группы
Старший
Май
Воспитатели
Дошкольный
старших и
возраст
подготовительны
х групп
30

Социальные и образовательные акции, в т.ч. совместно с семьями воспитанников
Выставка уголков памяти
"Помним...чтим...
гордимся!" (в группах
или раздевалке)
Акция памяти
«Возложение цветов к
Вечному огню»
" День Победы" (Конкурс
стенгазет, посвященный
Победе)
Флешмоб «Свеча Памяти»

Патриотическое
воспитание

Патриотическое
воспитание
Патриотическое
воспитание
Патриотическое
воспитание

Средний и
старший
дошкольный
возраст
Старший
дошкольный
возраст
Старший
дошкольный
возраст

Апрель

Старший
воспитатель
воспитатели

Май

Старший
воспитатель
воспитатели

Май

Старший
воспитатель
воспитатели

Старший
дошкольный
возраст

Май

Старший
воспитатель
воспитатели

Взаимодействие с социальными партнерами
Посещение нашего учреждения
МБУК ДО «ЕДМШ №12 им С.С.
Прокофьева». Выступление для
дошкольников о музыкальных
инструментах
Посещение детской библиотеки
МАОУ Лицей №180 «Полифорум»

Старший
По
дошкольный согласованию
Нравственное
возраст
воспитание

Старший
воспитатель
воспитатели

Старший
По
Нравственное дошкольный согласованию
воспитание
возраст

Старший
воспитатель
воспитатели

Экскурсии в пожарную часть,
встречи с работниками пожарной
части
Неделя безопасности с участием
ГИБДД

Старший
По
дошкольный согласованию
возраст
Основы
Все
По
безопасности возрастные согласованию
ЗОЖ
группы

Старший
воспитатель
воспитатели
Старший
воспитатель
воспитатели

Трудовое
воспитание

31

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».