проект К школе готовы

Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Департамент образования Администрации города Екатеринбурга
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ЛИЦЕЙ № 180 «ПОЛИФОРУМ»
(МАОУ лицей № 180)
620073, г. Екатеринбург, ул. Крестинского, 43 Тел./факс: (343) 218-48-58 e-mail: sch180@mail.ru Сайт: полифорум.екатеринбург.рф
ОКПО 41734932
ОГРН 1026605760565
ИНН 6664034142

КОРРЕКЦИОННО – РАЗВИВАЮЩИЙ ПРОЕКТ
«К ШКОЛЕ ГОТОВЫ!»

Вид проекта: долгосрочный
Участники проекта:
воспитанники старших, подготовительных групп,
учитель – логопед, педагоги,
родители/ законные представители
Руководитель проекта:
Гуц Н.В.
учитель – логопед
высшей категории
Срок реализации: 2022 – 2024 гг.

Екатеринбург 2022

Содержание
I. Паспорт проекта………………………………..……………………………….3
II.. Актуальность проекта………………………………………………………...4
II. Содержательный раздел………….…………………………..……………….5
III. Результаты работы по проекту ….…………………..………….…………...8
IV. Литература…………………………….………………….……….……..…..17
V. Приложение……………………………………………………….……...…..19

2

Паспорт проекта
Тип проекта:
- индивидуально-подгрупповой
- интегративный (физическое развитие)
- долгосрочный (сроки реализации проекта - 3 года)
- познавательный, игровой.
Цели проекта:
1. Выявление степени дефицитарности развития той или иной психической
функции ребенка с особыми образовательными потребностями, выявление
сохранных звеньев психических функций, возможностей компенсации
дефекта, и на основе знания нейропсихологических закономерностей
развития, построение процесса психолого-педагогического сопровождения
ребенка.
2. Создание условий для качественного развития моторики, психики, эмоций
путём преодоления депривации (недостаточности) основных ощущений,
движений у ребенка через использование здоровьесберегающих технологий:
кинезиологических упражнений, метода мозжечковой стимуляции и
программы «Нейромоторной готовности к обучению» в коррекционной
работе.
Задачи проекта:
- познакомиться с основами нейропсихологии, с основными тенденциями
развития современной нейропсихологии, с анализом ее многовалентности,
широким спектром теоретических и практических задач;
- изучить базовую литературу по нейропсихологии детского возраста;
- определить круг проблем в развитии детей, при которых показаны занятия с
использованием нейропсихологического подхода;
- изучить программу «Оценка нейромоторной готовности к обучению» Салли
Говард Блайт;
- изучить метод «Мозжечковой стимуляции» (автор Ф. Билгоу);
- изучить метод «Кинезиологические упражнения для детей или Гимнастика
мозга» Пола Е. Деннисона и Гейл Е. Деннисон;
- познакомиться с опытом работы по данным направлениям;
- оснастить коррекционный процесс необходимым оборудованием;
- провести диагностику нейромоторной готовности детей к обучению;
- определить круг задач по нейропсихологической коррекции развития детей
- ввести в план коррекционной работы программы по нейропсихологической
коррекции развития детей, мозжечковой стимуляции и комплекс
кинезиологических упражнений;
- познакомить родителей с основными принципами и направлениями метода
замещающего онтогенеза, мозжечковой стимуляции и метода
кинезиологической коррекции развития детей; показать эффективность
3

работы по данным направлениям, привлечь к совместной реализации
программ;
- представить педагогам полученный опыт работы по данному направлению
в виде презентации, видеоотчёта, мастер-классов.
Актуальность проекта.
В Федеральном государственном образовательном стандарте одной из
приоритетных задач, является «охрана и укрепление физического и
психического здоровья детей, в том числе и эмоционального благополучия».
Учителя – логопеды находятся в постоянном поиске путей
совершенствования процесса обучения и развития детей с нарушениями
речи, особенно тех, которые, отличаются от своих сверстников по
показателям физического и нервно - психического развития.
Главная задача учителя-логопеда - устранение нарушений речи, так как
своевременная коррекция предотвращает проявление вторичных нарушений.
Наиболее трудоемким для логопедической практики является автоматизация
поставленных звуков у детей с дизартрией.
Проблеме автоматизации звуков у детей - дизартриков были посвящены
исследования Е. Ф. Соботович, Е. М. Мастюковой, Т. Б. Филичевой, Е. Н.
Винарской, Н. В. Серебряковой. Они отмечали, что нарушения речи при
дизартрии связаны с органическим поражением центральной и
периферической нервной систем, поэтому дети расторможены, быстро
истощаемы, внимание их рассеяно, автоматизация звуков обусловливается
распадом сложившихся умений, однообразие и монотонность работы по
автоматизации поставленных звуков снижает интерес ребенка, желание
заниматься.
По мнению Карелиной И. Б. при работе с детьми с дизартрией, важно
решать следующие задачи:
1. Подавить патологические двигательные реакции ребенка и
урегулировать безусловно-рефлекторную деятельность.
2. Улучшить координацию движений и общую двигательную активность
ребенка.
4. Содействовать развитию психических функций детей: внимания,
памяти, саморегуляции психической деятельности и нормализации речевой
функции.
6. Оказывать воспитательное влияние на ребенка и выравнивать его
поведенческие реакции.
На логопедическом пункте детского сада обучается 100 детей. Из них
занимаются со мной 25 человек. Двенадцать детей с ТНР имеют, в том числе,
заключение «дизартрия». Наблюдения за детьми показывают, что многие
воспитанники имеют проблемы с контролем, управлением и умением
эффективно пользоваться своей проприорецептивной системой. В данных
случаях детям тяжело координировать свою крупную моторику, у них
возникают проблемы с овладением бегом, прыжками, перепрыгиванием,
карабканьем, ловлей и бросанием мяча и т.д. Если налицо нарушение тонкой
4

моторики, ребятам трудно научиться застёгивать молнии, завязывать
шнурки, вырезать, писать, рисовать, есть ложкой и вилкой, причесываться и
применять многие другие необходимые жизненные навыки.
Исследования доказывают наличие прямой связи между моторной
незрелостью и способностью к обучению.
Раннее выявление проблемы и коррекция очень важны, поскольку мозг
наиболее восприимчив к изменениям, пока он развивается. У дошкольников,
нервная система развивается достаточно быстро, поэтому больше шансов
получить пользу от занятий по нейромоторному развитию и предотвратить
социальный тупик или когнитивные нарушения.
Содержательный раздел
Анализируя современные методы здоровьясбережения, мы остановились
на широко обсуждаемых в последнее время методах нейромоторной
коррекции и мозжечковой стимуляции и приняли решение ввести в процесс
коррекционной работы занятия по программе «Нейромоторной готовности к
обучению», разработанной Институтом Нейрофизиологической психологии
(г. Москва), программе мозжечковой стимуляции Ф. Бильгоу и
«Кинезиологии. Гимнастики мозга» П. Деннисона и Г. Деннисон.
Программа «Нейромоторной готовности к обучению», разработанной
Институтом Нейрофизиологической психологии (ИНПФ), (г. Москва)
опирается на исследования, которые доказывают прямую связь между
незрелость моторных навыков и школьной неуспеваемости. Так, например,
задержка в развитии крупной и мелкой моторики в первый год жизни ребенка
может влиять на когнитивное развитие и поведенческую адаптацию в
пятилетнем возрасте. Сейчас практически все родители, начиная с 5-6 лет,
активно занимаются подготовкой ребенка к школе, но данная «подготовка» в
основном когнитивной сферы и частично поведенческой - адаптация к
правилам и социальному взаимодействию. На деле этого оказывается
недостаточно, потому что, кроме умения читать и писать, для обучения в
школе требуется много навыков, за которые «отвечают» физиологические и
нейропсихологические структуры организма.
Хронологический возраст поступления в школу сам по себе не
«гарантирует» готовности к обучению.
Чтобы ребенок был успешен в овладении знаниями в школе, он должен уметь:
- спокойно сидеть;
- фокусировать внимание на одном задании;
- не отвлекаться на окружающие стимулы;
- удерживать в руке и управлять ручкой, карандашом, ножницами и т.д.;
- должна быть развита координация для разных видов школьной деятельности
– клеить, вырезать, писать, следить за тем, что он делает;
- удерживать движения глаз для сохранения стабильного изображения на
странице
- «следить» за строкой, чтобы глаза не «прыгали» и строка не терялась;
5

- переключаться с одной картинки на другую вычленять детали на картинке,
должно быть развито визуальное восприятие, визуально-моторные функции, с
одного фокуса на другой
- регулировать зрительный фокус между различными расстояниями;
- контролировать слуховое восприятие;
- быть настроенным на педагога или на участников группы, слышать их,
слышать и выполнять инструкции;
Эти физиологические способности связаны с формированием моторных
навыков, контролем осанки и положения тела.
Считается, что именно вестибулярные системы головного мозга играют
решающую роль в любой деятельности: они помогают координировать
не только крупную, но и мелкую моторику, налаживают связи между всеми
основными органами и частями головного мозга, которые участвуют в письме,
чтении, счете. Вестибулярный аппарат - главное связующее звено головного
мозга. Орган, отвечающий за координацию движений, регуляцию равновесия
и мышечного тонуса - мозжечок. Современная нейропсихология
утверждает: мозжечок связан со всеми структурами нашей нервной системы.
Он участвует в интеллектуальном, речевом и эмоциональном развитии
ребенка.
Для решения проблем, связанных с недостаточность развития мозжечка
у детей, нами была выбрана программа «Мозжечковая стимуляция» Фр.
Бильгоу. В основе программы лежит система тренировок на
балансировочной доске Бильгоу. Данный метод позволяет решить многие
проблемы, которые имеют наши дети через выполнение ряда простых
последовательных упражнений без предметов и с предметами, стоя на
специальной балансировочной доске. Данный метод показан детям, которые
поздно начали ходить или говорить, пропустили в развитии стадию ползания,
быстро возбуждаются и утомляются, у которых присутствуют трудности
самоконтроля, часто отвлекаются на посторонние раздражители, кому
сложно концентрировать своё внимание, у кого плохая память,
поведенческие нарушения, частые перепады настроения, импульсивность,
трудности в усвоении программы детского сада, отставание в развитии
моторики, моторная неловкость, нарушение координации (неуклюжесть,
раскоординированность), то есть практически большинству наших детей.
Программа состоит из 6 блоков. Первым блоком является «Освоение
балансировочной доски Бильгоу», второй блок содержит в себе комплекс
упражнений с сенсорными мешочками, третий –упражнения с мячоммаятником, четвертый включает комплекс упражнений с цветной планкой,
пятый блок представляет комплекс упражнений с доской с цифрами, шестой
блок представлен комплексом упражнений с использованием стенда с
кубиками.
К результатам применения программы мозжечковой стимуляции
относят:
- улучшение и стабилизация работы вестибулярной системы ребенка;
6

- развитие координации крупной и мелкой моторики ребенка;
- совершенствование межполушарного взаимодействия;
- развитие зрительнопространственных представлений, формирование схемы
тела, чувства времени и пространства;
- развитие зрительно-моторной координации, расширение оптического поля
ребенка;
- улучшение показателей внимания (объем, переключаемость, концентрация,
распределение);
- улучшение саморегуляции, контроля; снижение лабильности
эмоциональной сферы;
- повышение самооценки, уверенности в себе;
- развитие импрессивной, устной, письменной речи;
- оптимизирование навыков механического чтения;
- математических способностей.
В связи с тем, что в последнее время у детей отмечается снижение
двигательной активности, а отсутствие физической нагрузки тормозит
мыслительные процессы, снижает концентрацию внимания,
координационные способности, выносливость, возникают проблемы с
речевым развитием, мы приняли решение использовать в своей
коррекционной работе также метод «Кинезиология».
Движение является «зеркалом» состояния ребенка с одной стороны, и
«окошком», через которое мы можем воздействовать на его развитие, с другой.
Одним из универсальных методов, который помогает в умственном и
физическом развитии ребенка, является кинезиология. Кинезиология - это
наука, изучающая связь движений с мозгом.
Изучением связи движений с деятельностью мозга занимался знаменитый
учёный, основатель российской школы нейропсихологии Александр
Романович Лурия. Образовательную кинезиологию, которую мы используем
в работе с детьми, называют «Гимнастикой мозга», и разработали её
американские учёные доктор философии Пол Дениссон и его жена Гейл
Дениссон.
«Гимнастика мозга» относится к здоровьесберегающим технологиям.
Авторы открыли влияние простых физических движений на развитие и
обучение детей и взрослых. Комплекс упражнений, который они предлагают,
развивает межполушарное взаимодействие и направлены на активизацию
различных отделов коры больших полушарий мозга, что способствует
активизации мыслительной деятельности.
Применение данной методики развивает тело, позволяет улучшить у детей
память, внимание, речь, зрительно-моторную координацию, формирует
пространственную ориентировку, развивает мелкую и крупную моторику,
позволяет снизить утомляемость, повысить способность к произвольному
контролю. Специальные кинезиологические упражнения обладают
оздоравливающим и антистрессорным эффектом.
7

Такой нейротренажер, как нейроскакалка, развивает межполушарные
связи, скорость реакции, способность к быстрому переключению внимания и
создает новые нейронные связи в головном мозге. Упражнения развивают
способность удерживать в голове и выполнять несколько действий
одновременно, согласовывая их в общем ритме. При этом мозг насыщается
кислородом, поднимается энергетический тонус, улучшается концентрация
внимания и скорость переключения мыслительных процессов. А если
включить музыку, прыгать в ритм, под счет, произносить какие-либо
автоматизированные ряды, либо времена года, месяцы, дни недели польза от
использования будет очевидна.
Систематическое использование нейропсихологических упражнений и игр
оказывает положительное влияние на коррекцию обучения, развития
интеллекта и улучшает состояние физического здоровья, снижает
утомляемость, повышает способность к произвольному контролю, а в свою
очередь и способствует коррекции недостатков речевого развития
дошкольников с общим недоразвитием речи.
В проекте принимают участие дети старших и подготовительных групп,
воспитатели, родители / законные представители.
Ограничения и противопоказания:
•
эпилепсия, повышенная судорожная готовность головного мозга;
•
психические,
нервные
заболевания,
если
упражнения
провоцируют ухудшение состояния ребенка;
•
с осторожностью детям с дисплазией соединительной ткани,
сердечной недостаточностью, бронхиальной астмой.
Результаты работы по проекту:
2021 - 2022 учебный год
(нейропсихологическая
диагностика;
«Оценка
нейромоторной
готовности к школьному обучению»)
1.
Подбор методической литературы по теме проекта.
2.
Участие в вебинарах, лекциях, супервизиях по теме проекта.
3.
Проведена нейро - психологическая диагностика детей
подготовительных групп, в том числе, имеющих выраженные сложности в
усвоении программного материала.
4. Проведены занятия по нейромоторной коррекции (программа ИНПФ).
5. На логопедических занятиях используются упражнения на балансире
– лабиринте, освоен первый блок программы мозжечковой стимуляции, игры
с нейроскакалкой.
В ноябре 2021 г, а также в мае 2022 г. был проведен мониторинг оценки
нейромоторной готовности к обучению (по методике С. Блайд и программе
от ИНПФ) у 32 детей старших и подготовительных групп, 12 из которых
занимаются на логопедическом пункте.
Цель: выявление детей с нейромоторной незрелостью и связанными с
ней проблемами, которым участие в развивающей двигательной программе
8

от ИНФП в школах принесет пользу; обеспечение системой оценки
результатов работы по развивающей двигательной программе от ИНПФ для
школ и для оценки прочих коррекционных программ.
Результаты проведенной диагностики показали следующее.
Ноябрь 2021 года: низкий балл нейромоторной зрелости – 13%,
средний балл – 66%, высокий балл – 22%, очень высокий – 0.
Март 2022 года: низкий балл нейромотрной зрелости – 31%, средний
балл – 53%, высокий – 16%.
Диаграмма 1
"Оценка нейромоторной готовности к обучению"
66%

80%

53%

60%

31%

40%
20%

22% 16%

13%

0%
низкий балл

средний балл

ноябрь 2021 г.

высокий балл

март 2022 г.

Полученные результаты показали эффективность использования
программы «Нейромоторной готовности к обучению» и привели к пониманию
необходимости введения в процесс коррекционной работы с детьми еще и
других технологий, позволяющих вернуть наших детей в период раннего
детства, в котором были пропущены или недостаточно отработаны моторные
программы, и с помощью специальных игровых упражнений и заданий
восполнить дефицит в развитии базовых сенсорных и моторных систем.
Планируемые результаты работы на 2022 - 2023 учебный год
1.
Дополнена библиотека по теме проекта
2.
Изучены методы «Мозжечковой стимуляции», «Кинезиологии.
Гимнастики мозга».
3.
Процесс работы по данным методам оснащен специальным
оборудованием.
4.
Проведена диагностика детей, по результатам разработаны
программы нейромоторной коррекции.
5.
В результате проведенной работы с детьми:
- значительно повысилось качество автоматизации звуков в речи;
9

- сформировались способности к планированию и контролю своей
деятельности;
- улучшилась концентрация внимания;
- произошел значительный скачок в развитии зрительно-моторной
координации;
- увеличилась работоспособность на занятиях.
План реализации проекта:
2021 – 2022 учебный год
(«Оценка нейромоторной готовности к обучению»
программа нейромоторной коррекции», использование на логопедических
занятиях балансировочной доски Бильгоу, балансира, нейроскакалки)
Месяц
Формы работы
С детьми
Октябрь

С педагогами

Самообразование

С родителями

Подбор литературы
по теме для изучения

Ноябрь

Изучение литературы
по теме:
Хомская Е. Д.
«Нейропсихология»;
Лурия А.Р. «Основы
нейропсихологии»;
Блайд С. «Оценка
нейромоторной
готовности к
обучению» - Москва,
«Линка – пресс»,
2017 г;
Колганова В. С,
Пивоварова Е.В.
«Нейропсихологичес
кие занятия с
детьми». – Москва,
«Айрис – пресс»,
2021 г.
Ноябрь Проведение нейро- Консультаци Разработка
психологической и педагогов коррекционных
программ помощи
диагностики детей по
подготовительных результатам детям с
групп, в том числе диагностики использованием
метода оценки нейро
зачисленных на

Консультации
родителей по
итогам
проведенной
диагностики
10

логопедический
пункт; проведение
анализа
количественной
оценки результатов
нейропсихологичес
кой диагностики

– моторной
готовности к школе
по результатам
проведенной
диагностики

Декабрь
Январь
Февраль
Март
Апрель

Проведение,
нейромоторной
гимнастики (по
программе
Института
нейропсихологии)

Участие
педагогов в
проведении
занятий

Май

Проведение нейро- Презентация Изучение литературы Консультации
по теме, посещение родителей по
психологической с кратким
диагностики детей теоретически вебинаров, мастер- результатам
подготовительных м экскурсом классов;
проведенной
анализ
полученных
групп, в том числе в тему, с
работы и
результатов
зачисленных на
показом
диагностики;
диагностики;
логопедический
основных
рекомендации
составление
пункт;
этапов
по
коррекционных
проведение
работы по
продолжению
программ
анализа
данному
нейропсихологическо занятий в
количественной
направлению й коррекции развития летний период
оценки результатов в течение
для детей на летний
нейропсихологичес года,
период
кой диагностики; представлени
оценка динамики е результатов
развития.
работы.

Изучение материалов
по теме;
фиксирование,
анализ результатов
коррекционной
работы

Видео отчеты
проводимых
занятий, 1 раз
в месяц

11

План реализации проекта
2022-2023 учебный год
(программа «Мозжечковая стимуляция», метод «Оценка
нейромоторной готовности к обучению. Программа нейромоторной
коррекции», метод кинезиологической коррекции развития)
Месяц

Формы работы
С детьми

В течение
года

С педагогами Самообразование С родителями
Изучение
литературы,
материалов
вебинаров,
мастер-классов,
лекций по теме:
Изучение метода
Бильгоу Ф.
«Мозжечковая
стимуляция».
Показания,
результаты,
упражнения;
Шанина Г.Е.
«Упражнения
специального
кинезиологическо
го комплекса для
восстановления
межполушарного
взаимодействия у
детей и
подростков»;
Колганова В. С,
Пивоварова Е.В.
«Нейропсихологи
ческие занятия с
детьми»

12

Диагностика
дефицитарности
развития
межполушарного
взаимодействия,
мозжечковой
недостаточности;
оценки
нейромоторной
готовности к
Сентябрь школьному
обучению, анализ
полученных
результатов
(воспитанники
старших и
подготовительных
групп, в том числе
зачисленные на
логопедический
пункт)
Проведение
занятий по
мозжечковой
стимуляции,
кинезиологической
коррекции;
нейромоторной
гимнастики
Октябрь

Консультации
педагогов по
результатам
диагностики

Оснащение
коррекционного
процесса
специальным
оборудованием
для занятий по
мозжечковой
стимуляции

Консультации
родителей по
итогам
проведенной
диагностики

Консультации
педагогов по
ознакомлению
с
разработанным
планом
коррекционной
работы

Составление
плана работы по
коррекции
выявленных
нарушений в
моторном
развитии,
межполушарном
взаимодействии и
функций
мозжечка

Консультации
для
родителей по
ознакомлени
юс
разработанны
м планом
коррекционно
й работы;
организация
клуба для
родителей «К
школе
готовы!»
Проведение
заседаний
клуба

13

Проведение
занятий по
мозжечковой
стимуляции,
кинезиологической
коррекции;
нейромоторной
гимнастики

Участие
педагогов в
проведении
занятий

Изучение
литературы по
данной теме;
дооснащение
коррекционного
процесса
специальным
оборудованием

Проведение
диагностики,
направленной на
выявление
результатов
проведенной
коррекционной
работы

Показ
презентации с
кратким
теоретическим
экскурсом в
тему, с показом
основных
этапов работы
по данному
направлению в
течение года,
представление
результатов
работы

Анализ
полученных
результатов
диагностики.

Октябрь май

Май

Проведение
заседаний
клуба «К
школе
готовы!» по
организации в
домашних
условиях
занятий с
детьми по
мозжечковой
стимуляции,
кинезилогиче
ской
коррекции,
нейромоторн
ой
гимнастики.
Видео отчеты
проводимых
занятий, 1 раз
в месяц

Знакомство
родителей с
результатами
проведенной
диагностики,
Разработка
рекомендаций для консультации
по
родителей, по
продолжению
дальнейшей
работе с детьми в коррекционно
й работы с
летний период
детьми в
летний
период

14

План реализации проекта
2023 - 2024 учебный год
Разработка и реализация дополнительной коррекционно-развивающей
программы «Сенсомоторное развитие ребёнка» (использование метода
«Сенсорной интеграции» Дж. Айрес, программы «Мозжечковой
стимуляции» Фр. Бильгоу, программы «Нейромоторной коррекции»
С. Блайт, «Гимнастики мозга» П. Деннисона и Г. Деннисон).
Цель: преодоление дефицита в развитии и интеграции трёх базовых
систем восприятия ощущений: вестибулярной, тактильной,
проприоцептивной, а также активизации обоих полушарий мозга; развитие
способности к планированию, контролю деятельности, зрительно-моторной
координации, повышение концентрации внимания, работоспособности на
занятиях.
Месяц
Формы работы
С детьми

С педагогами

Диагностика Консультации
дефицитарнос педагогов по
ти развития результатам
межполушарн диагностики
ого
взаимодейств
ия, сенсорной
интеграции,
мозжечковой
недостаточно
сти; анализ
полученных
Сентябрь результатов

Самообразование

С родителями

Разработка
программы
«Сенсомоторное
развитие ребёнка»:
определение целей,
задач, составление
плана, определение
подгрупп детей для
занятий с учетом
индивидуальных
потребностей в
коррекции, подбор
специальных
упражнений,
заданий, методов и
приемов.
Дооснащение
коррекционного
процесса
специальным
оборудованием для
занятий сенсорной
интеграцией,
мозжечковой
стимуляцией

Консультации
для родителей по
итогам
проведенной
диагностики,
ознакомление с
разработанной
программой
сенсомоторной
коррекции

15

изучение
литературы по
данной теме
Проведение
занятий по
программе
Октябрь - «Сенсомотор
апрель
ное развитие
ребенка»

Участие
педагогов в
проведении
занятий

Изучение
литературы по
данной теме;
дооснащение
коррекционного
процесса
специальным
оборудованием

Проведение
заседаний клуба
«К школе
готовы!»
Видео отчеты
проводимых
занятий, 1 раз в
месяц

Анализ
полученных
результатов
диагностики;
в случае
необходимости,
внесение
корректировок в
программу

Консультации
для родителей по
итогам
проведенной
диагностики (по
запросам)

Январь

Проведение Консультации
промежуточн педагогов по
ой
результатам
диагностики, диагностики
направленной
на выявление
результатов
проведенной
коррекционно
й работы с
целью
корректировк
и программы

Май

Проведение Показ
итоговой
презентации с
диагностики, кратким
направленной теоретическим
на выявление экскурсом, с
результатов показом
проведенной основных
коррекционно этапов работы
й работы
по данному
направлению в
течение года,
представление
результатов
работы

Анализ
полученных
результатов
диагностики;
в случае
необходимости,
внесение
корректировок в
программу,
разработка
рекомендаций для
родителей по
дальнейшей работе
с детьми в летний
период

Ознакомление
родителей с
результатами
проведенной
диагностики,
консультации по
продолжению
коррекционной
работы с детьми
в летний период

16

Литература:
1. Ахутина Т. В. «Роль Л. С. Выготского в развитии нейропсихологии» //
Методология и история психологии; 2007 г. – № 4.
2. Ахутина Т. В., Пылаева Н. М, Яблокова Л. В. «Нейропсихологический
подход к профилактике трудностей обучения. Методы развития
навыков программирования и контроля» // Школа здоровья, 1995. – Т.
2. – № 4. – С. 66–84.
3. «Ребенок и сенсорная интеграция» Айрес Э.Джин; изд. Теревинф,
Москва, 2013 г.
4. Балашова Е.Ю., Ковязина М.С. (сост.) «Нейропсихологическая
диагностика: Классические стимульные материалы», 5-е издание; изд.
Генезис; 2015 г.
5. Банди А, Лейн Ш, Э.Мюррей «Сенсорная интеграция. Теория и
практика»; изд. Теревинф, Москва, 2017 г.
6. Бизюк А.П. «Основы нейропсихологии». Учебное пособие; СПб.: Речь,
2005 г.
7. Блайд С. «Оценка нейромоторной готовности к обучению».
Диагностический тест уровня развития от ИНПФ и школьная
коррекционная программа. М; «Линка – Пресс»; 2017 г.
8. Карелина И.Б. «Логопедическая работа с детьми с минимальными
дизартрическими расстройствами», Институт коррекционной
педагогики Российской Академии образования; Москва, 2000 г.
9. Колганова В.С, Пивоварова Е.В. «Нейропсихологические занятия с
детьми. Практическое пособие»; 1 и 2 часть; М.; изд. Айрис-пресс;
2015 г.
10. Лурия А. Р. «Основы нейропсихологии». Учеб пособие для студентов
высших учебных заведений; М.: Издательский центр «Академия»,
2003 г.
11. Пылаева Н. М., Ахутина Т. В. «Школа внимания. Методика развития и
коррекции внимания у детей 5–7 лет»: Методическое пособие и
дидактический материал. – М., 1997, 2001 г.
12.Семенович А.В. «Эти невероятные левши»; практическое пособие для
психологов и родителей; М.; изд. Генезис; 2009 г.
13. Соболева А, Потанина А, Глозман Ж. «Нейропсихологическая
диагностика в дошкольном возрасте»; Санкт-Петербург; изд. Питер;
2008 г.
14. Цветкова Л.С. «Методика нейропсихологической диагностики детей.
Методический альбом»; Изд.: Педагогическое общество России; 2002 г.
15. Шанина Г.Е. «Упражнения специального кинезиологического
комплекса для восстановления межполушарного взаимодействия у
детей и подростков»; Учебное пособие – М., 1999 г.

17

Приложение 1.
Упражнения для освоения балансировочной доски
Упражнение 1. «Вот какой я ловкий».
Залезть и слезть с доски: спереди, сзади, с обеих сторон (5 -10 раз).
Упражнение 2. «Как красиво я сижу, спинку ровно я держу»
Ребенок сидит по-турецки, взрослый раскачивает доску. Ребенок удерживает
равновесие (2-3 мин).
Упражнение 3. «Пловец».
Имитация плавания (в положении стоя).
Упражнение 4. «Ножницы».
Ребенок сидит, вытягивает руки перед собой, одновременно обе
поворачивает влево, а голову вправо и тянется. А затем – наоборот: голову
влево, руки вправо и тянется. Необходимо удерживать равновесие.
Упражнение 5. «Весы».
Руки как у балерины внизу и в круг, изображают. Ладошки вверх, пальчики
соприкасаются. Правая рука вверх, ладонь тянется туда, левая опущена вниз,
ладонь смотрит в пол. Возвращается в ИП. Затем меняем местами (от 5 до 20
раз).
Упражнение 6.
В положении сидя на корточках, покачивающие движения из стороны в
сторону головой, круговые движения головой.
Упражнение 7.
Ребенок в положении стоя или сидя медленно покачивается вперед-назад
(под музыку)
Упражнение 8.
Ребенок принимает любое положение (стоя, сидя), обе руки – на грудь, затем
вверх, в стороны перед грудью.
Усложненные упражнения
1. Упражнения с мешочками.
1) ловить мешочки с разной крупой от ведущего (одной рукой, двумя).
2) кидать и овить мешочки одновременно двумя руками.
3) подкидывать вверх двумя руками, одной.
4) использовать мишень на полу, на стене.
2. С мячом-маятником
1) отбивать левой рукой, правой, двумя руками;
2) использовать мишень на стене, на полу;
3) отбивать мяч от наклонной доски;
4) толкнуть подвешенный мяч, хлопнуть пока он летит;
5) отбивать мяч ракеткой (планкой).
Все эти упражнения универсальны, и в логопедической работе возможно
их выполнение с использованием речевого материала. Во время упражнений
применяется
дополнительное
оборудование:
кинезиологические
мешочки, сенсорные шарики, мишени с цифрами и т.п.
18

Упражнения на доске для развития звуковой стороны речи
Пропевание гласных звуков, стоя на балансировочной доске. Все гласные
пропеваем на выдохе.
1. «Цветок распускается»
ИП. Стоя на балансировочной доске, руки опущены. Руки через стороны вверх
– вдох, руки через стороны вниз, «поем»: АААА (на выдохе)
2. «Рубим дрова»
ИП. Стоя на балансировочной доске, руки опущены, ноги шире плеч. Прямые
руки вверх - вдох, наклон, выдох: УУУУ.
3. «Обнимаем солнышко»
ИП. Стоя на балансировочной доске, руки опущены. Руки в стороны – вдох,
руки вверх, кисти складываются, изображая «О», выдох: ОООО.
4. «Держим шарик»
ИП. Стоя на балансировочной доске, руки опущены. Руки в стороны – вдох,
руки пред грудью - выдох: ЭЭЭЭ.
5. «Медвежонок»
ИП. Стоя на балансировочной доске, руки опущены. Прямые руки со сжатыми
кулаками отводим назад – выдох: ЫЫЫЫ.
6. «Бабочка»
ИП. Стоя на балансировочной доске, руки опущены. Руки плавно
поднимаются вверх – ИИИИ (выдох)
Игры при коррекции звукопроизношения.
Упражнения с мешочками и мячами
1. Подкидывать мяч (мешочек) и ловить, произнося слог с автоматизируемым
звуком.
2.Подкинуть
мяч(мешочек),
хлопнуть,
назвать
слог(слово)
с
автоматизируемым звуком, поймать мяч(мешочек).
3.Ударами мяча об пол или о стену делить слова на слоги. При этом ребенок
ловит мяч двумя руками или одной рукой.
4.Бросать мяч об пол одной рукой ловить другой при этом называть слоги
(слова) с автоматизируемым звуком.
Упражнения с мячом-маятником
1. Ловим и бросаем мяч – маятник ( подвешивается на крючок, вбитый в полок,
на расстоянии 1м 30см от пола) двумя руками, произнося слог с
автоматизируемым звуком.
2. То же с хлопками
3. «Подбивать» (раскрытой ладошкой верх) мячик левой рукой, правой,
поочередно. Произнося при этом слог с автоматизируемым звуком
4.Отбивать мячик ракеткой, планкой, произнося слог (слово) с
автоматизируемым звуком.
5. Ловить и бросать взрослому разными руками поочередно с разного
расстояния, произнося слоги (слова) с автоматизируемым звуком.

19

Упражнения с цветной планкой
1.Отбивать мяч - маятник участком одного цвета или разных цветов (по
сигналу педагога).
2. Отбивать мяч правым, левым концом планки, либо серединой.
3. Отбивать мяч планкой, пытаясь сбить мишень, стоящую на подставке.
Эти упражнения также выполняются с использованием речевого материала.
Игры с доской
1. Найти предмет с автоматизируемым звуком в правом верхнем углу, в
нижнем ряду, в левом столбике, в правом столбике и т.д. Назвать и ударить по
нему мячом.
2. То же, но с предлогами. Найти предмет ПОД чем-то, НАД чем-то и ударить
по нему мячиком.
3. «Точное место»
Найти картинку слева сверху, справа, снизу и т.д. Ударить в неё мячиком и
назвать.
4. Разместить на доске картинки, попросить попасть мячом в картинку с
автоматизированным звуком, назвать картинку.
5. Попасть мячиком в картинку, где звук в начале слова, в конце слова и т.п.
Упражнения для развитие фонематических процессов
1. Стоя на доске повторить слоги с оппозиционными согласными,
2. Определить первый (последний) звук в слове, место звука в слове,
количество звуков в слове и т.д.
Игры с доской для отбивания
1. Найти предмет в правом верхнем углу, назвать его, определить первый звук
в слове, и ударить по нему мячом, поймать мяч.
Упражнения и игры для обогащения словарного запаса
1.Отгадывание загадки.
Педагог бросает мяч- ребенок ловит и возвращает мяч с отгадкой.
2. «Животные и детеныши» - закрепление названий, отработка навыка
словообразования
Логопед бросает мяч или мешочек, называя животного. Ребенок, стоя на
доске, ловит мяч, и возвращает его логопеду, называя детеныша.
Усложнение: бросание мяча с ударом об пол, из-за головы.
3. «Скажи наоборот» - расширение словаря антонимов
Логопед бросает мяч или мешочек, называя слово. Ребенок, стоя на доске и
удерживая равновесие, ловит мяч, и возвращает его логопеду, называя слово,
противоположное по значению.
4. «Ассоциации» - расширения словаря, развитие ассоциативного мышления
Логопед бросает мяч или мешочек, называя признак предмета. Например,
«красный». Ребенок, стоя на доске, ловит мяч, и возвращает его логопеду,
называя предмет, обладающий данным признаком. Например, мяч.

20

5. «Разноцветная фантазия»
Педагог предлагает ребенку найти на напольной доске белый квадрат, ударить
по нему мячом и назвать сущ., обозначающие предметы белого цвета: снег,
мел, сахар, заяц, халат и т.п.
Игры для развития грамматического строя речи
1. «Один-много».
Цель: образование существительных множественного числа именительного и
родительного падежей.
Игра проводится с мячом или мешочком с песком. Ребенок стоит на
балансировочной доске. Педагог бросает мяч и называет слово в
единственном числе. Ребенок ловит мяч, возвращает его логопеду, называя
слово во множественном числе.
2. «Посчитай».
Ребенок стоит на балансировочной доске, удерживая равновесие. Логопед
бросает мяч, назвав предмет, ребенок возвращает мяч, назвав, как будет
звучать 1, 2 или 5 предметов. При этом можно подобрать слова
на автоматизируемый звук, решая при этом несколько коррекционных задач.
3. «Назови ласково»
Цель: образование слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Ребенок стоит на балансировочной доске, удерживая равновесие. Логопед
бросает мяч, назвав предмет, ребенок возвращает мяч, назвав слово с
уменьшительно-ласкательным значением.
В эту игру также можно играть с цветной планкой, отбивая ей мяч.
4. «Из чего - какой»
Цель: упражнение в образовании относительных прилагательных.
Ребенок стоит на балансировочной доске, удерживая равновесие. Логопед
бросает мяч, назвав материал, из которого сделан предмет, ребенок
возвращает мяч, называя прилагательное от этого слова.
Стол из дерева - деревянный стол
5. «Чей, чья, чье»
Цель: упражнение в образовании притяжательных прилагательных.
Ребенок стоит на балансировочной доске, удерживая равновесие. Логопед
бросает мяч, задает вопрос (например: хвост чей?), ребенок возвращает мяч
логопеду и отвечает, используя притяжательное прилагательное (собачий,
заячий и т.д.)
6. Упражнение на отработку предложно - падежных конструкций.
В этом случае используем напольную доску.
Ребенок стоит на балансировочной доске. Задание: найти предмет и
рассказать, под чем (над чем, около чего) он находится. Ребенок ударяет
мячом в искомый предмет и отвечает на вопрос.
Игры и упражнения для развития связной речи
1. «Отгадай-ка»
Цель: описание предмета по существенным признакам.
21

Ребенок, стоя на балансировочной доске, загадывает загадку, описывая
предмет, называя его существенные признаки. Бросает мяч логопеду, педагог
отгадывает загадку.
2. Составление рассказа по серии картин.
Цель: развитие умения определять последовательность, развитие логического
мышления, связной речи.
Ребенок на балансировочной доске, перед ним находится напольная мишень,
доска для отбивания, на которой находятся сюжетные картинки. Ребенку
предлагается определить первую картинку, ударить в нее мячом и составить
рассказ по первому эпизоду. Затем вторую картинку и так далее.
3. «Опиши игрушку»
Цель: упражнение в составлении рассказа-описания.
Ребенок на балансировочной доске, перед ним находится напольная
мишень, на которой картинки с изображением игрушек. Ребенок ударяет
мячом по картинке и описывает игрушку.
4. «Придумаем рекламу»
Цель: развитие умения творчески использовать слово, описывать предмет,
давать ему яркую характеристику
Логопед называет слово, бросает мяч ребенку, ребенок рассказывает о
предмете коротко и ясно, обращая внимание на характерные детали. Затем
возвращает мяч логопеду.
5. «Если бы….»
Цель: развитие речи, воображения, мышления и прогнозирования
Ребенок на балансировочной доске, удерживает равновесие. Логопед
предлагает пофантазировать на определенные темы, бросает мяч
ребенку. Например, «Если бы я был волшебником…»
6. «Потому что…»
Цель: упражнение в употреблении сложносочиненных предложений,
развитие мышления.
Ребенок на балансировочной доске, логопед задает вопрос, бросает
мяч. Ребенок должен ответить полным предложением и вернуть
мяч. Например: «Почему ты моешь руки?»

22

Приложение 2.
Упражнения с нейроскакалкой
1. «Веселые колесики» (катание колеса, держась за ручку, с проговариванием
речевого материала на автоматизацию нарушенного звука)
2. «Заводное колесо» (правильное проговаривание речевого материала с
увеличением темпа, добиваясь загорания колеса).
3. «Послушный ветерок» (формирование правильной целенаправленной
воздушной струи с использованием нейроскакалки).
4. «Озорной язычок» (формирование артикуляционной моторики с
использованием нейроскакалки)
6. «Прыжки на скакалке» (прыжки на правой – левой ноге; прыжки по
часовой и против часовой стрелки)
Способ применения:
1. Расстегните замочек на кольце, наденьте на щиколотку и закройте замочек.
2. Теперь начинайте раскручивать тренажер так, чтобы ролик (колесико)
вращалось вокруг ноги, на которую надет. Другой ногой нужно
перепрыгивать через ось со светящимся роликом. Сначала в спокойном
темпе, постепенно можно увеличить скорость.
7. «Я знаю!» (называние времен года, дней недели, месяцев с использованием
нейроскакалки на каждый круг прыжка).

23

Приложение 3
Ориентировочный план выполнения упражнений по развивающей
двигательной программы от ИНПФ [7]
Недели
первые 4 недели
4 – 8-я недели

8 – 14-я недели

14 – 20-я недели

20 – 26-я недели

26 – 32-я недели

32 – 38-я недели

38 – 42-я недели
42 – 46-я недели

Комплекс упражнений
«Ветряная мельница»
«Гусеница»
«Анемона» («Бутончик»)
«Ветряная мельница»
«Гусеница»
«Анемона» («Бутончик»)
«Любопытная гусеница»
«Ветряная мельница»
«Анемона» («Бутончик»)
«Гусеница»
«Любопытная гусеница»
«Ветряная мельница»
«Взволнованная гусеница»
«Парашют»
«Осьминог 1»
«Осьминог 2»
«Ветряная мельница»
«Парашют»
«Подъем головы»
«Рыбка»
«Осьминог 2»
«Ветряная мельница»
«Рыбка»
«Ящерка»
«Шарнир»
«Ветряная мельница»
«Ящерка»
«Кавычки»
«Рука к стопе»
«Рука к колену»
«Ветряная мельница»
«Поворот нижней части тела»
«Поворот верхней части тела»
«Ветряная мельница»
«Полный поворот тела»
«Головастик»
«Усталая лягушка»
24

46 – 50-я недели

50 – 54-я недели
54 – 58-я недели
58 – 70-я недели

«Ветряная мельница»
«Усталая лягушка»
«Ползание по-пластунски»
«Кошка»
«Ветряная мельница» («Кошка»)
«Ползание с опорой на три точки»
«Перекрестное ползание на четвереньках»
Дополнительные упражнения для двусторонней
интеграции при необходимости

25

26


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».